Российский экономист Константин Сонин поделился собственным видением перспектив экономик Украины и Российской Федерации и размышлениями о том, насколько целесообразно проводить реформы во время войны.
Постепенно в украинском обществе растет разочарование правительством. Уже прошло полтора года, а реформ как не было, так и нет. По словам Константина Сонина, сегодня украинское правительство находится в достаточно сложной ситуации. «С одной стороны, у него есть определенный запас доверия, так как появилось оно на волне поддержки народа. Такое правительство имеет возможность провести действительно радикальные реформы. Но с другой стороны, проведение либеральных экономических реформ в условиях войны – это фактически неслыханная вещь, или же очень редкая и к тому же противоречащая мировому опыту. Если Украина сможет сделать это, то она войдет в историю как практически исключительный случай», – подчеркнул он.
Стоит заметить, что покойный Каха Бендукидзе, наоборот, полагал, что война является стимулом для проведения различных реформ. Его логика была следующей: если вы сможете быстро провести реформы и оздоровить экономику, то будет шанс одержать победу над внешним врагом. «Если же продолжать тянуть с реформированием, то с нарастающими внутренними проблемами будет очень сложно победить в войне», - отмечает издание «ЛИГА».
«Это действительно хороший и правильный совет грузинского реформатора, как и практически все остальные, которые он давал Украине. Однако, как показывает история, во время войн правительства, наоборот, склонны национализировать промышленность, централизовать власть и вводить ограничения на свободы граждан. Затем за счет мобилизации всех ресурсов они выигрывают войну. По этой причине я подчеркиваю, что Украина сегодня пытается сделать достаточно редкую вещь – провести либеральные реформы в то время, когда в стране идет война», – утверждает Сонин.
Экономист также оценил ход реформ в Украине, отметив, что государство держит правильное направление, однако процесс идет очень медленно. «Вопрос о том, насколько совместимы экономические реформы с очень важной задачей защиты от агрессора извне, является открытым. Основная суть либерализационных реформ заключается в том, что государство дает значительно больше свободы гражданам, а также бизнесу и экономике. Однако когда тебе необходимо мобилизовать молодых людей для того, чтобы они шли на фронт, то государству нужно вводить достаточно жестокие правила, а также наказания. Очень трудно иметь правительство, которое будет одновременно жестко централизованным в неэкономической сфере и либеральным в экономической», – подчеркнул он.
Экономика Украины переживает очень непростой период.
Как известно, экономика Украины на протяжении долгих лет находилась на орбите более крупной экономики Российской Федерации. На сегодняшний день происходит быстрый и очень болезненный разрыв. На вопрос о том, какой путь является более предпочтительным для экономики Украины, Сонин ответил, что как для российской стороны, так и для украинской было бы значительно выгоднее, если бы никакого конфликта вообще не было, равно как и не было бы каких-либо торговых барьеров между государствами.
«Для Украины, – как и для Российской Федерации, кстати, – было бы идеальным полное отсутствие торговых барьеров как с Европой, так и с Россией. Однако в связи с тем, что в России у власти сейчас такие люди, которые совершенно не думают о благосостоянии граждан, то приходится иметь дело с тем, что для Украины российский рынок теперь очень рискованный и проблематичный. Необходимо понимать, что российские власти на сегодняшний день настроены очень изоляционистски. Естественно, такой изоляционизм ведет к потерям благосостояния большей части населения Российской Федерации. Однако, по всей видимости, население готово нести такие потери», – отметил экономист.
Стоит заметить, что товарооборот Украины и РФ за два года рухнул фактически в три раза. Если раньше почти треть украинского экспорта приходилась на Российскую Федерацию, то на сегодняшний день - не более 10 процентов. На вопрос о том, чего больше в данном падении – заградительных мер, или же это эффект падения экономики РФ, Сонин отметил, что достаточно трудно сказать, что сыграло большую роль. «Это и спад, и запретительные меры, и банальное усложнение логистики в связи с событиями в Донбассе, а также разрушение доверия между контрагентами», – подчеркнул он.
«Для меня как для гражданина очень важно, чтобы государство было демократическим, а как для экономиста – это совершенно не важно. Просто необходимо, чтобы отсутствовали какие-либо торговые барьеры, и объем транзакций был как можно больше. Необходимо понимать, что каждый раз, когда возникает какое-либо ограничение на торговлю, – законодательное, как пошлина или импортный тариф, или фактическое в связи с военными действиями, – это всегда совершенно невыгодно миллионам граждан, однако выгодно единицам – руководителям фирм, получающим преференции. Однако в связи с тем, что личный интерес любого бизнесмена намного выше, чем интерес какого-либо отдельно взятого гражданина, то заградительные меры имеют свойство увеличиваться», – утверждает Сонин.