На сегодняшней пресс-конференции министр информполитики Ю. Стець сообщил, что работа над концепцией информбезопасности Украины и программой развития информпространства ведется и занимается их разработкой экспертный совет, о чем информирует издание «Биржевой лидер».
По словам министра, он рассчитывает, что новая концепция информбезопасности будет запущена с 1 января следующего года. К работе над ее созданием кроме экспертного совета привлечены представители ОБСЕ и эксперты Телекритики. В результате, как пояснил Стець, будет получена дорожная карта в информационной политике, по которой Украина будет двигаться следующие десять лет. Общественность сможет ознакомиться с подготовленными документами до конца текущего месяца. Как он планирует, в сентябре к рассмотрению пакета документов должны приступить в украинском парламенте, Кабмине и СНБО, чтобы закончить этот процесс до конца года, а со следующего документы должны вступить в силу.
Информполитика Украины.
В 2008 году при президентстве В. Ющенко СНБО была предложена Концепция информационной безопасности. Еще за несколько лет до этого было отмечено чрезмерное присутствие иностранных СМИ в украинском медийном пространстве, например, перекрытие теле- и радиосигналами окружающих Украину государств позволяло проводить информационную политику почти по всей украинской территории. При этом доля действительно украинского продукта в стране не превышала 50 процентов, а на родном языке менее трети. Существующие реалии позволяли воздействовать на украинцев с помощью медийных технологий и проводить выгодную информационную политику из-за рубежа с дальнейшим навязыванием своих интересов, изменяя сознание украинской нации и её места в мировых процессах. Благодаря этому имелась возможность корректировать восприятие национального единства, территориальной целостности, языкового вопроса, культуры, религии. Главенствующая роль в таких деяниях разумеется принадлежала российским СМИ, которые фактически давно уже оккупировали Крым и восточные регионы страны. Таким образом, в украинское общество привносились сторонние проблемы.
Весной 2008 г. Ющенко подписал указ, который запустил в действие решение СНБО о неотложных мерах по обеспечению информбезопасности с широким спектром мероприятий, регулирующих госуправление в информационной сфере. Предполагалось уделить большое внимание госрегистрации СМИ, развитию конкуренции в сфере телекоммуникации и радиовещания, перестройке государственной сети централизованного оповещения в условиях военного или чрезвычайного положения, расширения вещания Украины на территории других государств. Также предполагалась разработка механизмов обеспечения прав граждан на доступ к информации. Тут же президент Ющенко обратил внимание главы правительства Ю. Тимошенко на общественно-политическую ситуацию в Крыму и в частности на негативное информационное влияние на полуостров со стороны соседних государств. Планировалось обеспечить в Крыму доступность общенациональных СМИ.
Далее последовали и сопроводительные меры. С лета по приказу Минкульта из библиотек было приказано изъять «коммунистически-шовинистическую литературу». Осенью того же года Нацсовет по телевидению и радиовещанию запретил кабельным операторам транслировать российские телеканалы, продукция которых не была адаптирована к украинским законам. Речь тогда не шла о украинизации программ. Предлагалось урегулировать продукцию в соответствии с законом о рекламе, смежными и авторскими правами. До того времени, например, реклама на российском ТВ транслировалась с расчетом на украинского потребителя, но отчисления в бюджет Украины от нее не шли. Ужесточение политики коснулось и информации из сети интернет.
Серия серьезных изменений всколыхнула волну критики, которая шла в первую очередь от политических оппонентов тогдашней власти. Стоит отметить, что в некоторых случаях критика была справедливой, однако в своем большинстве это была реакция сил, которые теряли значительные инструменты влияния на украинскую политику и самосознание украинского общества. Постепенно с усилением политического кризиса перемены в сфере информбезопасности сводились на нет и, по сути, прекратились со сменой правящего режима.
Как показали дальнейшие события, недоведенные в свое время стремления по усовершенствованию государственной информационной политики очень сильно ударили по Украине в дальнейшем. Засилье медийной продукции из России продолжало формировать сознание многих неискушенных украинцев и подогревать настроения пророссийски настроенных граждан. Через несколько лет, добавив изрядную долю пропаганды, Россия смогла привлечь на свою сторону многих приверженцев, которые помогли ей захватить земли крымского полуострова и возбудить сепаратизм в головах жителей Донбасса, да и частично других регионов Украины. Используя информацию в качестве оружия, кремлевским политикам до сих пор удается поддерживать парадоксальные, а порой взаимопротиворечащие убеждения в лояльных гражданах для проведения своей агрессивной политики.
Возможно, если бы удалось более полно исполнить в свое время меры по сопровождению политики национальной информбезопасности, то теперь бы агрессору не удалось посеять среди граждан, которые вчера еще в мире жили друг с другом, вражду и национальные конфликты.