Отказаться от Донбасса - это значит подарить Российской Федерации ряд уникальных предприятий, пишет в своей статье для информационного агентства «Укринформ» Михаил Бублик (Северодонецк). Проклятие и гордость Донбасса - его уголь, отмечает автор. Шахтеры (взять хотя бы в «лихие 90-е») - это практически единственная политически активная прослойка населения, готовая к радикальным действиям. Горняков опасались, поэтому с ними заигрывали как представители власти, так и оппозиции. В связи с этим основное направление политики, касающейся угольной отрасли, - откупиться от угольщиков, и одновременно нейтрализовать независимое профсоюзное движение горняков. Был ли иной путь?
«Помню, как в средине тех же 90-ых руководство Луганской области довольно активно продвигало проект создания так называемой финансово-промышленной группы (ФПГ) «уголь-кокс-металл». А идея заключалась в следующем: металл имел незаурядный спрос на рынках мира и обеспечивал сверхдоходы тем, кто контролировал деятельность металлургических комбинатов. Однако для производства стали нужен коксовый уголь, добывающийся, в том числе, и на шахтах Краснодона. Объединив алчевский «Коксохим», алчевский меткомбинат и ПО «Краснодонуголь» в некий «чеболь» (согласно южнокорейскому образцу), авторы вышеуказанного проекта имели надежду переместить проблему значительной себестоимости добычи угля внутрь ФПГ. А там, с учетом чисто экономической причины, нашли способ оптимизировать как угольную технологию, так и логистику внутри «чеболя». Не буду утверждать, что реализация указанного проекта оправдала ожидания, но рациональное зерно тут явно присутствует. После металлургии были мечты относительно создания по похожей схеме ФПГ в сфере генерации электроэнергии. Но дело не пошло. Почему? Одной из версий была следующее. Налоговая увидела некий подвох, заключающийся в том, что товарообменные операции внутри ФПГ облагать налогами нельзя было, потому что ее составляющие переставали быть физлицами. Однако основное заключалось в том, как я считаю, что над каждым участком чиновники теряли полицейский контроль. Ведь гораздо проще собирать «подарки» с каждого руководителя шахты, нежели иметь дело с довольно мощным концерном. В результате же получилось так, что металлургия (с производством ферросплавов и коксохимией включительно) все равно объединилась - в олигархической структуре. Которые закупают уголь, как и два десятка лет тому назад, дешево. Убытки угольных объединений опять же вынуждено покрывать государство. К этой схеме добавьте мутные «тендеры» по покупке у частной структуры услуг, угледобывающей техники, ПММ и всего прочего. Так может, доля вины Донбасса за его экономическую беспомощность не такая и значительная? Так как фундамент нынешней системы доения бюджета закладывался не при Януковиче, а при Леониде Кучме, уроженце черниговщины (экс-директоре «Южмаша»)», - пишет автор.
«К слову, бывший губернатор Луганской области Геннадий Фоменко (1995-1998), администрация которого и занималась продвижением вышеуказанного проекта ФПГ, несколько лет назад рассказывал мне, что примерно в тот же период «донецкие», которых возглавлял Владимир Щербань, толкали промышленность своей области под единое «крышевание» корпорации под названием «Индустриальный союз Донбасса», предлагая поучаствовать в этом и ему. У Геннадия Фоменко было свое собственное видение проблемы, поэтому он отказался. А потом Кучма назначил руководителем Луганщины Александра Ефремова», - рассказывает автор.
Что может Донбасс?
Михаил Бублик отмечает, что отказаться от Донбасса - значит подарить Москве множество уникальных предприятий. «Сначала я хотел их перечислить, однако вовремя понял, что эту информацию могут трактовать в качестве скрытой рекламы. Поэтому буду говорить осторожно: в Российской Федерации таких либо никогда не было, либо там уже вообще разучились производить необходимый ассортимент продукции, в том числе и военного назначения. И вряд ли когда-нибудь научатся снова. В связи с этим, если кто-то опять захочет поорать по поводу ненужности Украине Донбасса, пускай прямо так и скажет: считаю необходимым отдать российскому президенту следующие производства... А если он не сможет их назвать - тогда не лучше ли этакому умнику просто заткнуть рот, чтобы он больше никогда не вякал? Не опасаясь обвинений в рекламе, можно отметить промышленные объекты, которые были уничтожены Ефремовым либо его идейными преемниками. Это в первую очередь СП «Интерсплав». Предприятие, производящее вторичный алюминий за недолгий промежуток времени, сумело превзойти свою «мать» в Испании, стать членом биржи металлов в Лондоне - однако ефремовские мстительность и жадность преодолеть не сумело - и тихо обанкротилось», - пишет автор.
«И вот тут, очевидно, основное: если в новой Луганской области не будет «Ефремова» (а в Донецкой - «Ахметова» или «Януковича»), все экономические проблемы можно преодолеть, при этом не прилагая каких-то сверхусилий. Берусь утверждать, что оккупанты уже осуществили работу в плане ликвидации безнадежных предприятий. А для возобновления уцелевших нет необходимости как-то особенно обременять госбюджет. Благоприятный инвестклимат, разрушение административных барьеров, преодоление коррупции, - что еще предусматривает программа реформы?» - отмечает автор.