Неожиданные откровения миллиардера Дмитрия Фирташа, близкого к трем президентам Украины, можно направить в полезное для страны русло. Об этом сообщает Леся Шевченко, президент ГО «Фундація «Відкрите суспільство», в своей статье, обнародованной изданием «Новое время».
Как сообщает автор, по иронии судьбы, 200 лет назад в Вене принимался цвет европейской дипломатии. В это время по коридорам дворца Шенбрунн постукивали каблуки Талейрана, хмурым Меттернихом вынашивались планы по противостоянию Италии и Германии, а российский царь Александр І лелеял идею «диктатуры мира». Спустя два столетия после «танцующего» конгресса в австрийской столице встретились политические деятели рангом ощутимо меньше, да и проблемы, которые они решали, являются локальными —расстановка сил в одном неспокойном восточноевропейском государстве.
С той встречи утекло немало воды, однако подробности разговора Петра Порошенко, Дмитрия Фирташа и Виталия Кличко, прошедшего в городе Фрейда и Моцарта, практически сразу стали известны. Прошел год, и европейское правосудие принудило украинского миллиардера рассказать правду касательно политических договоренностей. Если говорить коротко, то договоренности действительно существуют, Фирташ поддерживал Виталия Кличко, выступая за его союз с Петром Порошенко и обещая поддержку, в частности, в деятельности против Юлии Тимошенко. Не говорилось вслух, однако, по всей видимости, взамен ожидаемыми были некие преференции для бизнеса или же конкретный срок сохранения статуса кво. После вдохновенных спичей защиты Дмитрия Фирташа австрийским судом в прошении Соединенных Штатов Америки о выдаче олигарха все же была усмотрена политическая мотивация.
Однако, по словам Леси Шевчекно, международную коррупцию Фирташа следует оставить международному сообществу и вернуться в Украинское государство, в котором к началу второго года президентства Петра Порошенко ведется вялая позиционная война не только с российско-террористическими группировками, а также и с главными украинскими капиталистами.
Автор статьи напомнила, как 200 лет тому назад Талейран, представляя Францию, проигравшую войну, дал четко своим победившим собеседникам понять, что если они считают его побежденным, следовательно, он является подсудимым, однако это нельзя назвать лучшим форматом беседы, поскольку для создания устойчивого мира им необходимо нужно сидеть на одной стороне, а не быть настроенными друг против друга. По словам Шевченко, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский поступил в соответствии с логикой французского революционера, Фирташем были проявлены схожие дипломатические таланты. Упрямому Ахметову, скорее всего, также дали понять, что уже прошло время диктата крупного капитала.
Договоренности с капиталом не делают политику абсолютно порочной.
Как сообщает Леся Шевченко, из всех этих событий украинской политике, которую можно считать еще «молодой и взбалмошной», следует вынести для себя несколько полезных уроков. Первый из них касается массового избирателя, поскольку в настоящее время ему не нужно быть наивным и глупым. Это связано с тем, что было получено прямое и очевидное доказательство того, что политики продаются и покупаются. Однако договоренности с капиталом еще не делает абсолютно порочной политику, поскольку зачастую «это необходимое зло». И задачей общества является добиваться установления рамок, правил и доз «этого самого зла». В частности, необходимо добиться урегулирования институтов лобби, прозрачности доходов политиков, финансирования партий, и борьбы с коррупцией.
Второй урок должны вынести думающие избиратели и гражданское общество. Несомненно, с точки зрения морали и этики олигархов можно считать «плохими», особенно если задумываться о происхождении их состояний. Однако они являются политической и экономической реальностью, с которой следует так или иначе считаться. Конечно, нельзя прощать прегрешения, однако следует заняться поиском максимально выгодного обществу плана действий, который не рубил бы с плеча головы тех людей, на которых завязаны бизнес-империи, пронизавшие всю страну.
Третий урок, который необходимо вынести, заключается в том, что стабильность демократического режима имеет прямую зависимость от умения участников публично договариваться. Примерами этого является шатающаяся коалиция, напряжение между премьером и президентом, которое регулярно проявляется, попытка «шахтерского бунта». Молодой демократии необходимо научиться более публично и прозрачно проводить переговоры.
Главный же урок заключается в том, что не существует тайн и вечных союзов. Венский конгресс предпринимал попытку сохранения прежней феодальной системы, не учитывая при этом интересов широкой общественности, однако в скором времени закрепленным им порядкам пришел конец. Секретные переговоры также не принесли особой удачи и олигарху Дмитрию Фирташу. По словам Леси Шевченко, его собеседники пока что предпочитают отмалчиваться, и это еще больше компрометирует их. А это означает, что в их головах все еще жива старая система круговой поруки и «кулуарных шепотков», которой также скоро придет конец по причине ее несоответствия духу нынешнего времени.