В бельгийской столице 7 мая текущего года состоялось первое за шесть лет существования программы «Восточное партнерство» совместное заседание министров торговли стран-участниц. Как пишут эксперты журнала «Биржевой лидер», Украину представлял министр экономики Айварас Абромавичус. Будучи назначенным на эту должность еще в декабре 2014 года, экс-гражданин Литвы все еще не привык к структуре украинского госаппарата, однако в интервью Deutsche Welle заявил, что надеется на достижение положительных результатов.
Абромавичус о «Восточном партнерстве».
Отвечая на вопрос журналистов об эффективности «Восточного партнерства», Айварас Абромавичус подчеркнул, что модель эффективна, но украинская сторона выразила свое глубокое убеждение в необходимости дифференциации. Те государства, которые продвигаются быстрее, в этом процессе ничто не должно сдерживать.
Представители Украины выступили с четырьмя посланиями. Прежде всего, соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом больше не нужно откладывать, и оно вступит в силу с 1 января следующего года. Во-вторых, вопросы доступа украинских товаров на европейский рынок, в частности, сельскохозяйственных. Абромавичус отметил, что правительство Украины знает, насколько это чувствительный вопрос, но его необходимо поднимать.
Третий важный пункт – это создание совместных пунктов пограничного и таможенного контроля на границе Украины со странами, которые являются членами ЕС. Такой опыт уже был в 2012 году при проведении чемпионата мира по футболу, который Украина принимала совместно с Польшей. Создание совместных пунктов контроля в то же время может помочь в борьбе с коррупцией и даст сигнал украинскому бизнесу о необратимости интеграции с ЕС.
Еще один важный вопрос, по мнению министра экономики Украины, – это возможность доплаты чиновникам из средств Евросоюза. Абромавичус подчеркивает, что у этого вопроса есть две стороны: где можно взять финансирование и как это представить обществу. Деньги, уверен Айварас Абромавичус, найдутся. Это будут европейские деньги, это будут смешанные украинские и европейские деньги. Куда сложнее пояснить обществу, почему министрам и руководителям департаментов хочется получать больше зарплаты? Это будет не так просто, поэтому нужно просто работать и показывать позитивные результаты, например, что сокращается штат чиновников, и те деньги, которые остаются от сокращенных, будут идти на остальных.
Говоря о нужности, Абромавичус убеждает, что когда зарплата министра составляет 200 долларов в месяц, ключевые сотрудники министерства получают еще меньшие деньги – это дорога в никуда. Перед глазами проходят многомиллионные суммы, и, конечно, соблазн просто сумасшедший. Таких зарплат нет нигде в мире. Поэтому нужно двигаться этим путем.
Еще можно частично воспользоваться грузинским методом, по которому или резко сокращаешь, или меняешь штат, и новым платишь нормальные зарплаты. Это должно стать одной из главных целей правительства и власти в целом.