В прошедшем году в Украине произошел так называемый референдум, организованный представителями Донецкой и Луганской народных республик. 11 мая прошлого года населению суверенных территорий Украины, которые были захвачены путем вооруженного наступления и при участии военнослужащих из Российской Федерации, было предложено «самоопределиться» и дать ответы на вопросы о поддержке «государственной самостоятельности» Донецкой и Луганской народных республик.
Министерство иностранных дел Украины в своем ответе «Относительно действительных общественных настроений в юго-восточных областях республики» 12 мая прошлого года назвало незаконным и нелегитимным осуществление «референдума» в Донецкой и Луганской областях 11 мая. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Александр Турчинов, исполняющий на то время обязанности главы Украины, говорил средствам массовой информации, что «референдум в Донецкой и Луганской областях не должен иметь никаких юридических последствий, за него будут нести ответственность только организаторы». «Данный пропагандистский фарс не должен иметь никаких юридических последствий, помимо уголовной ответственности его организаторов», – отмечал Александр Турчинов.
Через год со времени проведения данной незаконной акции официальный Киев получил убеждение, что «референдум» 11 мая «Российская Федерация применила для ввода своих войск на территорию Украины и помощи сепаратистам оружием и боевыми припасами».
«Часть граждан по сей день не понимает, во что втянула государство, отправляясь на так называемый референдум 11 мая прошедшего года. Референдум инициировала Партия регионов, чтобы шантажировать центральную власть и выторговать для себя преференции. В итоге Партии регионов в настоящее время нет, зато на Донбассе разгорелась война. Именно референдум 11 мая является поводом, который Российская Федерация применила для ввода своих войск на украинскую территорию и помощи сепаратистам оружием и боевыми припасами», – отмечал 11 мая нынешнего года руководитель Луганской областной военно-гражданской администрации Геннадий Москаль.
Геннадий Москаль полагает, что «никаких оснований для разделения Донбасса – религиозных, этнических либо каких-то других – не было и не должно быть».
«Это единственный регион, в котором живет единый народ. Граждане, поддавшись пропаганде Партии регионов, произвели значительную глупость. Часть их даже на оккупированных территориях стала понимать, что втянула себя, своих родных, свое государство в войну со всеми ее ужасными последствиями», – подчеркивает Геннадий Москаль на интернет-странице Луганской областной государственной администрации.
О сходствах и различии ПМР и ДНР.
Политолог, специалист корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин Матвиенко полагает, что через год со времени «референдума» официальный Киев так и не получил возможности сформулировать четкую позицию в отношении того, как возвратить Крым и как привести к порядку всю территорию Восточной Украины.
«Пройденный год блестяще продемонстрировал, что мы способны услышать, если задать данный вопрос главе государства либо премьер-министру – а где ваши первые пять пунктов по возвращению Крыма? Мне кажется, что по данному вопросу, к примеру, Ангела Меркель делает довольно больше, чем официальные представители правительства Украины», – рассказывает Константин Матвиенко Русской службе «Голоса Америки».
В то же время Константин Матвиенко полагает, что в политическом истеблишменте Украины существует влиятельная группа граждан, которая представляет интересы захваченных территорий.
«Можно проводить разговор, что в парламенте Украины интересы Донецкой народной республики и Луганской народной республики представляет «Оппозиционный блок» (представители экс-Партии регионов). В качестве примера – за кандидатуру народного депутата Ефима Звягильского подали свои голоса в том числе на участке, который располагается недалеко от знаменитого Донецкого аэропорта», – отмечает Константин Матвиенко.
Константин Матвиенко не согласен с мнением о том, что отсутствие решительных движений со стороны правительства Украины может спровоцировать к появлению нового никем не признанного политического анклава – сходного, к примеру, с Приднестровьем в составе Молдовы.
«Приднестровье имело возможность существовать по той причине, что его финансировала Российская Федерация. Так же как и Чечня в составе Российской Федерации существует по той причине, что Кремль оплачивает дань Грозному. А сегодня ни средств, ни заинтересованности, чтобы финансировать режимы в Донецкой народной республике и Луганской народной республике, у Владимира Путина нет совершенно», – отмечает Константин Матвиенко.
Специалист указал на социальные и экономические различия между населением самопровозглашенных территорий в составе двух бывших постсоветских республик.
Константин Матвиенко полагает, что в непризнанном Приднестровье издавна уже подросло проевропейски ориентированное поколение, которое оказывает поддержку попыткам европейской интеграции со стороны «государственного механизма».