Мобильные телефоны украинских бойцов, находящихся в зоне проведения антитеррористической операции против незаконных вооруженных формирований, оккупировавших части Донецкой и Луганской областей Украины, уже неоднократно становились как причиной срыва отдельных разведывательных операций, так и поводом для прицельного обстрела позиций украинских войск.
Неоднократно фиксировались случаи, когда простой разговор военнослужащего со своими родными заканчивался обстрелом бандитами местонахождения частей сил АТО из всевозможных видов тяжелого оружия. Современные технические средства позволяют использовать сигнал мобильной связи для точного определения позиций противника и корректировки огня по выявленным координатам.
Сегодня Верховной Радой Украины были приняты поправки в законы государства, касающиеся воинской службы, которые призваны существенно ограничить использование мобильной связи бойцами, находящимися в зоне ведения военных действий. За законопроект, внесенный на рассмотрение парламента Кабинетом министров страны (в частности, Министерством обороны), в первом же его чтении проголосовали 243 депутата (при необходимых для принятия решений 226).
Согласно документу, использование мобильной связи военнослужащим в местах проведения боевых действий или там, где объявлена чрезвычайная ситуация, запрещается. Дать добро на пользование личным телефоном в таких зонах может лишь командир военного подразделения.
Секретность превыше всего.
Как отмечают в Министерстве обороны, при свободном использовании солдатами и офицерами мобильной связи происходит существенная утечка секретных данных, которые доблестно прослушиваются пророссийски настроенными террористами и в дальнейшем используются во вред украинским вооруженным силам, что приводит и к утрате позиций, и к потерям в технике, а самое главное – к человеческим жертвам.
Помимо самых обычных телефонов сотовой связи, под запрет отдельной статьей попали и смартфоны, оборудованные геолокационными системами типа GPS, «благодаря» которым противник вычислил не одну позицию украинских войск ввиду хаотического использования бойцами ВСУ мобильной связи. Это четко определялось врагом, и после этого наносились ракетные и минометные удары в «запеленгованные» районы.
Однако не все парламентарии были за принятие описанного выше законопроекта, посчитав, что в условиях отсутствия специальной связи в ряде подразделений сил АТО изъятие у солдат средств мобильной связи лишит их возможности обратиться к силам быстрого реагирования. Причем такими силами были названы вовсе не спецбригады ВСУ, а волонтеры и медики.
Помимо возможности достаточно точной корректировки огня по сигналам, излучаемым мобильными телефонами, серьезной проблемой является общительность некоторых военнослужащих, которые в процессе беседы с родственниками и близкими иногда умудряются полностью сдать координаты расположения военных подразделений.
В данной ситуации является показательным один из комментариев в Интернете под новостью о запрете мобильной связи на передовой, где говорится, что военно-техническая экспертиза установила использование мобильной связи причиной прицельного огня по украинским подразделениям. Как отметил один из пользователей социальной сети: «А військово-технічна експертиза не встановила, що в нас командування дибіли? Що, важко поставити рацію з комутатором десь кілометрів за 20».
Вот и получается, что украинские солдаты теперь не будут иметь возможности общаться со своими родными, но альтернативный способ связи почему-то не задействуется нашими военными начальниками, которые сами наверняка пользоваться мобильной связью не престанут.
Ну и в любом случае человеческий фактор для обнаружения врагом расположения войск Вооруженных сил Украины таким решением правительства и парламента все равно не исключен. Ведь теперь ответственными за использование мобильной связи будут руководители воинских частей, которые вряд ли смогут проследить лично за каждым бойцом, который захочет пообщаться с родителями или любимой девушкой.
Не только украинская сторона страдает от повышенной общительности своих военнослужащих. Члены незаконных вооруженных формирований тоже не единожды попадали «под раздачу» из-за словоохотливых товарищей. Однако, учитывая намного большие сложности в установлении крепкой дисциплины в среде местных «ополченцев», проколы данных группировок являлись достаточно серьезными, позволяя украинской разведке беспрепятственно находить и уничтожать скопления вооруженных преступников.
Как бы там ни было, техническое обоснование современных боевых действий является огромным подспорьем для прямолинейности артиллерии либо для витиеватости танковой атаки. Без таковой поддержки, скорее всего, все самые современные средства поражения противника обречены на неудачу. Именно поэтому российская сторона не так давно массированным контингентом разыскивала на территории украинского Донбасса внезапно утерянный уполномоченными бдеть лицами в донецких степях секретный комплекс радиотехнической разведки типа «Вега». Нашли ли? Информации об этом не поступало…