17 мая во всем мире отмечают День противодействия трансфобии и гомофобии. Украина же, согласно докладу международной Европейской ЛГБТ-организации, в рейтинге самых комфортных государств для жизни сексуальных меньшинств на 46-м месте из 49 исследованных.
В интервью «Радио Свобода» Богдан Глоба, исполнительный директор благотворительного фонда «Точка опоры», помощник председателя комитета по правам человека и открытый гей, рассказал о том, как живется ЛГБТ-сообществу в Украине в настоящее время, а также есть ли представители нетрадиционной ориентации среди бойцов антитеррористической операции.
В беседе он рассказал, как впервые признался в нетрадиционной ориентации. «Мама нашла высокохудожественную литературу у меня на компьютере. Мне было 15 лет. И тогда она прямо спросила, гей ли я. Я механически ответил. Хотя сегодня я понимаю, что можно было как-то больше подготовиться к этому моменту. Потом я оказался в ЛГБТ-организации (ЛГБТ – акроним для обозначения геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров) и начал активно заниматься правозащитной деятельностью. Соответственно «каминауты» (открытое, публичное признание в нетрадиционной ориентации) у меня начались чуть ли не каждый день. Иногда ты этого не хочешь делать, но тебя прямо спрашивают. Последний из примеров: я выступал в рамках программы для молодых политиков, и мы говорили о стандартах, запрет дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, и они меня там спрашивают: а почему вы этим занимаетесь? Вот и приходится объяснять, что ты гей и что для тебя это важно», - рассказал Глоба.
Также он отметил, что родители долгое время не могли смирится с тем, что их сын гей, однако в настоящее время его мама является лидером движения родителей, которые имеют детей-ЛГБТ. «Однажды я взял маму на конференцию родителей геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров, которая проходила в Берлине. Мы приехали, и она увидела, что у ЛГБТ есть семьи. У нее исчезли все те стереотипы. Она увидела, что есть семьи, есть дети, а у родителей внуки. Когда мы вернулись, она сказала, что украинским родителям тоже надо объединяться, и мы организовали аналогичное движение, чтобы помогать им принимать своих детей. В этом году мы организовали первую масштабную конференцию родителей, имеющих детей-ЛГБТ. Таких родителей было много, в Киев они приехали из 11 стран мира. Мы даже вышли за пределы Европы, ведь были представители из Турции, Америки и России. Говорили на очень разные темы, начиная от религии. Правда, пригласили священника из Америки, ведь там церковь уже принимает ЛГБТ. Вице-президент Европарламента Ульрике Луначек. Она открытая лесбиянка и председатель группы ЛГБТ-friendly депутатов Европарламента», - рассказал Глоба.
Права меньшинств - фундаментальная ценность Евросоюза.
Согласно его словам, Украина из Российской Федерации импортирует две вещи - газ и гомофобию. «Если говорить серьезно, то тема ЛГБТ для Российской Федерации является одной из стратегических для раздувания ненависти в Украине. Очень жаль, что многие украинцы на это ведутся. Мы в этом году планируем обнародовать расследование, ведь для этого мы уже собрали достаточно материалов и доказательств того, что это целенаправленная деятельность. То есть это не просто отдельные люди высказывают свою личную позицию, а это системная работа, которую ведут специальные люди за соответствующие средства. Я думаю, что тему ЛГБТ они рассматривают как один из вариантов торможения евроинтеграции Украины. Ведь права меньшинств - это фундаментальная ценность Евросоюза, и если мы хотим получить безвизовый режим или стать членом Евросоюза, то права меньшинств будут одним из условий для этого. Соответственно, раздувая эту ненависть, увеличивая количество преступлений на почве ненависти, количество гомофобных заявлений, они притормаживают нашу евроинтеграцию. Европа это видит и думает, что Украина не готова», - подчеркивает он.
Оценивая работу наших парламентариев в данном направлении Глоба напомнил, что в 2004 году парламентом было ратифицировано двустороннее соглашение между Украиной и Испанией, которым запрещена дискриминация для граждан Испании, которые работают в Украине. «То есть украинский парламент запретил дискриминацию по сексуальной ориентации для иностранцев, а для украинских граждан, которые работают в Украине, она не запрещена. Нет логики. А о чем это говорит? Это говорит о том, что до определенного года этот вопрос не был таким спорным и болезненным для депутатов. До этого времени украинский политикум был более толерантен, и только после 2005 года эта тема стала раздуваться искусственно. Или еще один пример. Мало кто знает, но Украина одна из первых постсоветских стран отменила уголовное наказание за мужеложство. В 1991 году. Гомофобия не свойственна украинцам, она нам навязана», - подчеркивает Глоба.
Также он отметил, что в Донбассе воюют очень разные люди с разными особенностями и взглядами. Согласно его словам, среди этих людей есть представители ЛГБТ. «По моему мнению, то же количество лесбиянок и геев, что есть в обществе, а это 8-10 процентов, в таком же соотношении представлена и среди бойцов в Донбассе. У меня есть много знакомых, которые пошли воевать. Однако они идут воевать за Украину, и они говорят, что не делают «каминауты» потому, что цель иная. Для многих из нас эта война является принципиальной, ведь если мы проиграем и выиграет Россия, а мы не пойдем в Европу, то мы не будем иметь перспективы в этом обществе», - подчеркивает Глоба.