Группа "Информационное сопротивление" объяснила роль информационно-психологических операций в специальных мероприятиях, называемых в настоящее время спецоперациями. Более детально объяснения ИС по этому поводу изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
В "Информационном сопротивлении" напомнили о выводе, к которому около двухсот лет назад пришел Карл фон Клаузевиц – известный военный теоретик: война является принуждением одного государства к выполнению воли другого. Это определение было принято военачальниками тогда, при этом остается оно актуальным и до сих пор. Однако теоретик в свое время отдавал предпочтение именно вооруженной борьбе: по его мнению, бой является единственным эффективным методом ведения войны для уничтожения сил противника. Сегодня это утверждение уже не совсем верное, и современные военные противостояния имеют весьма тесную связь с ведением информационных войн. Иными словами, война сегодня переместилась в информационную, идеологическую, культурологическую, экономическую и другие плоскости для достижения поставленных военно-политических целей.
Суть армии в наши дни не изменилась – она в любом случае продолжает оставаться инструментом государственной политики. Не изменилась и суть войны, но вместе с тем на передний план переместились уже новые формы принуждения. В частности, на Донбассе вместо традиционной войны, когда в ход идут средства вооруженной борьбы, все видят противостояние, в котором используются небоевые средства.
Одной из задач военного противостояния является лишение противоположной стороны способности к оказанию сопротивления. Именно в данном случае и предусматривается проведение специальных мероприятий, или, как их сейчас называют, спецопераций.
Это вид боевых действий, выходящий за рамки общепринятых стандартов. Он направлен на точечное поражение хорошо подготовленными подразделениями основных элементов противника. В основе сил спецопераций – разведывательно-диверсионные подразделения. Но это только основа – кроме них в состав сил спецопераций входят подразделения для проведения психологических операций: ни одно из проведенных силами спецопераций мероприятий не обходилось без проведения информационно-психологических мероприятий.
В качестве примера можно привести Панаму, где в середине 80-х годов прошлого столетия в течение нескольких лет целенаправленно велась психологическая война, при помощи которой происходила подготовка к последующей сухопутной операции. Главной задачей информационной войны было усиление давления на панамского лидера – генерала Норьегу, и дискредитация главы государства в глазах собственного народа. Условия для проведения активных военных действий готовились силами спецчастей психологических операций.
Правильно спланированные и реализованные психологические операции могут решить судьбу войны или даже отдельной страны.
По информации "Информационного сопротивления", психологические операции, при условии их плавильного планирования и реализации, могут решить судьбу войны или даже целой страны. Основным принципом данных операций является достижение максимально возможных целей за минимальный срок. Это делается путем подрыва военного, экономического, информационного, морально и научно-технического потенциалов противника. При этом, как правило, в спецоперациях не применяются ни оборонительные, ни наступательные бои.
В зависимости от задачи и от цели, спецоперации делятся на несколько типов. Приведем несколько, наиболее распространенных. Диверсионные спецоперации – они проводятся для нанесения основным объектам противника непосредственного ущерба с целью стягивания противоположной стороной к искусственному конфликту средств и сил, снятых с других направлений. В данном случае информационная поддержка спецоперации будет заключаться в формировании "нужного" мнения среди населения противника – в частности, создания атмосферы недоверия как к своим Вооруженным силам, так и к правоохранительным органам. Проведение в прошлом году подобных спецопераций на украинской территории приводило к подрыву доверия со стороны населения к местным органам исполнительной и государственной власти.
Еще один тип спецопераций – информационно-психологические. В ходе проведения спецопераций данного типа целью является изменение у гражданского населения и военнослужащих противника эмоциональных и поведенческих установок по отношению к сложившейся военно-политической ситуации, а также противодействие ведущейся противником пропаганде.
В рамках правоохранительных спецопераций проводятся действия, направленные на защиту государственного строя и конституционного порядка страны, в рамках противодиверсионных – поиск, захват или ликвидация вражеских диверсантов. В проведении спецопераций информационно-психологические мероприятия становятся их неотъемлемой частью, и в любой стране силы спецопераций имеют в своем составе собственные подразделения психологических операций. В условиях "гибридной войны" роль тех задач, которые решаются силами психологических операции, становится приоритетной, поэтому при создании сил спецопераций в Украине, безусловно, будет учтен опыт, накопленный другими странами.