19 мая украинский парламент поддержал законопроект 2898, в соответствии с которым Кабинет министров получил право не выплачивать внешние задолженности до 1 июля будущего года. В соответствии с условиями программы финансирования МВФ, для получения очередного транша финпомощи Украинское государство должно было привести государственный долг к соотношению 71 процент ВВП. Добиться данной цели правительство страны должно было при помощи переговоров с частными кредиторами относительно реструктуризации долга.
Как отмечает издание «Дело», этот достаточно непростой процесс Минфин планировал завершить до конца текущего месяца, однако переговоры зашли в тупик. Министр финансов Наталия Яресько, обменявшись с Комитетом кредиторов официальными письмами, сообщила, что украинская сторона «рассмотрит все возможные варианты действий», если не будет прогресса. Как раз этим крайним «вариантом» должен стать временный мораторий на выплаты по внешним долгам - эффект от применения права на его введение оценивается в 23 миллиарда долларов на те четыре года, в течение которых действует программа МВФ.
Мораторий коснется погашения, а также обслуживания долга по муниципальным бумагам Киева 2011 и 2005 годов выпуска, государственным бумагам 2005-2013 годов, а также еврооблигациям государственных предприятий, которые были выпущены под госгарантии - это «Автодор», ГП «Финансирование инфраструктурных проектов», «Укрмедпостач» и КБ «Южное» имени Янгеля. По некоторым из указанных бумаг срок погашения подходит уже в текущем году. Теоретически парламент все это, разрешил в этом году не выплачивать.
Одновременно с этим в перечне нет корпоративных облигаций «Укрзализныци», Укрэксимбанка и Ощадбанка - переговоры по данным долгам ведутся отдельно.
Кому не погашаем.
Премьер министр Украины дважды отметил, что речь о долгах, которые имеются перед частными кредиторами. Иными словами - это весь внешний долг Украины без учета кредитов от международных институций. В первую очередь речь идет о Комитете кредиторов, который объединяет держателей облигаций Украины на сумму 8,9 миллиарда долларов (стоит отметить, что самый крупный из них - это инвестиционная компания Franklin Templeton). Главная загвоздка в переговорах состоит в том, что указанный Комитет готов отсрочить выплаты, однако Минфину этого недостаточно - министр финансов настаивает на сокращении процентов и частичном списании, как отмечает издание.
В частности, это касается тех 3 миллиардов долларов, о которых бывший премьер Азаров договорился с президентом России в 2013 году. Антон Силуанов, глава российского Минфина, уже пару месяцев ведет с Яресько полемику через средства массовой информации относительно судьбы данного долга, при этом ни разу не встретившись с кем-либо из правительства Украины. И если Комитет кредиторов еще готов идти на некие уступки, то российская сторона решительно сказала, что у них самих проблемы, нет денег, да и долг вполне официальный, а не корпоративный. Однако в Парижском клубе сделка зарегистрирована не была, соответственно считаться таковым не может. В конце концов Российская Федерация пригрозила перенести дискуссию по этому вопросу в международные суды.
Почему не погашаем.
Как объяснил премьер-министр на заседании парламента, суть заключается в том, что в настоящее время в общей сложности объем внешних долгов Украинского государства достиг 70 миллиардов долларов. При этом за следующие четыре года страна должна погасить около 30 миллиардов долларов внешнего долга, а также еще 17 миллиардов долларов внутреннего. На погашение у Украины есть 15 миллиардов долларов, которые она, в том числе, должна получить от МВФ. Больше денег нет.
«Таким ростом долгов Украинское государство обязано предыдущему режиму - режиму Януковича. В период его пребывания у власти объем долгов государства увеличился на 40 миллиардов долларов. Это беспрецедентный факт роста долговой нагрузки на наше государство за короткий промежуток времени», - отмечается в официальном сообщении Кабинета министров. То есть логика украинского правительства сводится к тому, что «мы не брали, тогда почему же должны отдавать?» «В этом году мы получили 9 миллиардов долларов, а отдали 14. Разве это справедливо в отношении страны, в которой идет война?», - задал Раде вопрос Яценюк.
Не менее странным, отмечает издание, кажется и логический вывод главы украинского правительства, что отказываясь отдавать долги, мы создаем такие условия, при которых вырастет доверие инвесторов к Украинскому государству: «Это решение негативного влияния на банки не имеет. Также не имеет и негативного влияния на курс нацвалюты, наоборот, уменьшение долговой нагрузки сделает нашу экономику здоровее, что в свою очередь поднимет уровень доверия инвесторов».
Тут можно только гадать, пишет издание, кто же первый скажет сакраментальное «довели государство до дефолта». Но право на мораторий не значит, что украинская сторона отказывается погашать долги. При этом премьер-министр сказал, что «по внешним долгам мы хотим заплатить, однако на условиях, которые предлагает Украинское государство и правительство» (несмотря на то, что эти слова противоречат озвученному за несколько минут до этого тезису относительно того, что за долги Януковича народ Украины не должен расплачиваться).