Экспертная среда комментирует принятый Верховной Радой дефолтный закон. По мнению специалистов, могут возникнуть проблемы с кредитом от МВФ, нехватка денег в бюджете, но дефолт вряд ли будет, об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости Украины» онлайн-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Вести».
В общении с журналистами профильные эксперты дают оценку принятому во вторник украинскими парламентариями закону о дефолте. Объявление Кабмином моратория на выплаты по внешней задолженности, по мнению экспертов, может обернуться сложностями с получением кредита от МВФ, покрытием бюджетного дефицита, но не дефолтом. Специалисты полагают, что принятие закона должно стать весомым аргументом в переговорах Киева с внешними кредиторами, направленных на реструктуризацию долга.
Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера отмечает, что если Кабмин применит принятый вчера закон возникнет ряд сложных вопросов, связанных с недостатком средств в бюджете и продолжением сотрудничества с международными кредиторами. Однако главная идея принятия этого закона заключается в упрощении переговоров по реструктуризации внешнего долга, что даст необходимые 15 миллиардов долларов.
Закон о праве Кабмина объявить мораторий на выплаты следует воспринимать, как предупреждение для иностранных кредиторов, не желающих в силу каких-либо причин идти навстречу Киеву и реструктуризировать задолженность. По результатам переговоров нескольких минувших недель стало ясно, что переговоры с кредиторами зашли в тупик. Именно поэтому власти Украины решили использовать такой метод. Принятие закона является своеобразным предупреждением, что если на реструктуризацию кредиторы не согласятся, то могут лишиться своих денег по причине объявления Украиной дефолта. Именно по этой причине принятие специального закона было публичным, с неким элементом игры на публику.
Для объявления дефолта Кабину разрешение Рады не нужно.
Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований отметил, что особой причины для принятия подобного закона нет. Отсутствует надобность получения разрешения парламента на объявление дефолта в случае, если ситуация складывается соответствующим образом. Если денег на погашение внешней задолженности у правительства нет – Кабмин имеет полное право объявлять дефолт, разрешение депутатов министрам не потребуется.
Но кроме внешнего эффекта закон предусматривает и некоторую помощь юристам. Виталий Шапран, главный финансовый аналитик в «Эксперт-рейтинг» убежден, что после принятия законодательной инициативы Минфин будет застрахован от судебных разбирательств внешних кредиторов в украинских судах. В результате кредиторы лишены возможности защищать свои права в соответствии с украинским законодательством, для урегулирования споров будет применяться только британское право.
По всем остальным пунктам принятие закона является одним из актов «преддефолтного спектакля», затеянного в рамках переговоров с кредиторами по поводу внешней задолженности Киева. Василий Поворозник, старший экономист Международного центра перспективных исследований, отмечает, что переговоры по реструктуризации продолжаются, время от времени в публикациях СМИ можно встретить данные о позициях сторон.
По словам экономиста, очевидно несовпадение мнений сторон переговоров. Киев желает частичного списания задолженности, кредиторы готовы пойти только на пролонгацию долгов. Именно с таких позиций, с учетом принятого вчера закона, будут продолжаться переговоры. Не исключено, что в результате Киеву удастся добиться списания некоторой части внешней задолженности. Однако довольно низкой назвал Поворозник вероятность списания трети внешнего долга, как этого хочет украинское правительство.
Сергей Зубро, начальник управления международного финансирования и структурирования транзакций в ПУМБ уверен, что цели принятия закона лежат в тактической плоскости. Однако, несмотря на вероятную эффективность в достижении тактических целей, закон окажет негативное влияние на общий инвестиционный климат Украины. Необходимость формирования климата благоприятного для инвестиционной деятельности сейчас отмечается подавляющим большинством экспертов украинских и мировых.
Постановка для Кремля?
В то, что украинское правительство может на самом деле объявить мораторий на выплату внешней задолженности, не верит никто. Василий Поворозник убежден, что драматизировать ситуацию нет смысла, поскольку вероятность дефолта в Украине можно оценить как очень низкую. Возможность объявления технического дефолта в значительной степени зависит от переговоров Киева и МВФ. С довольно высокой долей вероятности можно утверждать, что Фонд не позволит Украине объявить дефолт, в противном случае кредитования может быть прекращено.
Эксперт допускает возможность объявления выборочного дефолта, лишь в отношении долгов России по еврооблигациям, срок погашения которых истекает в декабре текущего года. Объясняя закон, Кабмин ссылается на то, что многие долги, которые сейчас приходится отдавать, сделаны предыдущей властью. В этом контексте, очевидно, речь идет о задолженности перед Россией в размере 3,2 миллиарда долларов. Нельзя исключать, что инструмент технического дефолта будет применяться преимущественно для решения «русского вопроса».