Карел Шварценберг, князь и миллионер, раньше возглавлявший МИД Чехии, в интервью изданию "Новое время" поделился своим мнением относительно того, что мешает быстро остановить войну на Донбассе. Все подробности узнавали эксперты раздела "Новости Украины" журнала для инвесторов "Биржевой лидер".
Интервью со Шварценбергом состоялось в киевском отеле 11 Mirrors, что в двух шагах от Национальной оперы. Целью его визита в Украину было участие в международной издательской ярмарке "Книжный арсенал" украинского перевода книги его соратника, легендарного чешского президента-реформатора Вацлава Гавела. Книга называется "Письма Ольге" — это записки, написанные политиком супруге из тюрьмы.
Шварценберга можно назвать весьма необычной личностью, так как он принадлежит к одной из самых аристократических семей Европы, которая в середине минувшего века была вынуждена бежать из Чехии, когда к власти пришли коммунисты. Карел Шварценберг вместе с семьей эмигрировал в Австрию, где в 1960‑м он был очень близок к тому, чтобы стать главой внешнеполитического ведомства этой страны. В 2013 году Шварценберг принимал участие в президентских выборах и даже набрал во втором туре 45 процентов голосов, но все же проиграл. Сейчас 77‑летний князь является главой комитета иностранных дел в парламенте Чехии.
Карел Шварценберг оценил ситуацию в Украине.
Оценивая ситуацию в Украине, Карел Шварценберг заявил, что сейчас главное для страны - это начать как можно быстрее проводить реформы, так как Украина потеряла целых двадцать пять лет. Поэтому сейчас главное задание – это установление верховенства закона и процесс налаживания управления страной. За указанный период времени страны бывшего социалистического лагеря успели достигнуть немалого прогресса.
Несмотря на то что многие считают войну препятствием для проведения реформ, по мнению Карела Шварценберга, каждая страна может выжить даже в военный период, если ее руководство будет активно проводить реформы. Без проведения их никакое сопротивление не является возможным.
Если в Чехии, которая находилась под руководством Кремля всего 40 лет, реформы удалось провести сравнительно быстро и без последствий, то Украине, пребывающей намного дольше в СССР, это дается намного сложнее.
Коммунистический режим был тоталитарным и коррупционным и оказывал сильное влияние на людей, человеческую природу. Даже 40 лет весьма глубоко повлияли на чешскую нацию. Чехи сегодня отличаются от тех, какими они были до коммунизма.
"Более того, - уверен Шварценберг, - в Украине попросту не было готовности к демократии". Не так давно бывший глава чешского МИД осознал, что сперва нужно установить верховенство закона, затем наладить управление страной, а только после этого развивать демократию. Если делать наоборот, это не принесет пользы. Более того, это может привести к установлению странных режимов. Закон должен быть превыше всего.
Карел Шварценберг надеется, что в Украине ситуация с установлением верховенства права меняется в лучшую сторону.
Сравнивая процесс люстрации в Чехии и Украине, Карел Шварценберг отметил, что это было необходимым шагом. Были люди, которые признавали свои ошибки и менялись. А были и такие, которым бы хотелось во что бы то ни стало остаться на работе, к примеру, в Службе безопасности или других структурах, которые терроризировали граждан. Такие люди попадали под люстрацию.
Однако по опыту Чехии становится очевидным, что нужно было люстрацию делать по‑другому. Одной из проблем явилось то, что некоторым крупным рыбам все‑таки удалось проплыть через это сито. Сейчас закон был прописали по‑другому.
Нет смысла ожидать, что даже после того, что произошло на Майдане, все сразу станет идеальным. Изменения станут эффективными только через несколько лет. Люди всегда считают, что после революции все резко изменится. Но на самом деле для этого нужно время и немало усилий.
Европа не понимает уроков истории.
Карел Шварценберг, говоря о России, выразил мнение, что ее Владимир Путин медленно оказывает влияние на Европу. Но Европа не желает учиться или видеть проблемы. Европейцы хотят легкой и комфортной жизни, без сложностей и трудностей. Но если ты игнорируешь проблемы, то это не значит, что они не существуют.
Это также проявляется и в отношении европейцев к Украине. Необходимо подготовить план помощи Украине на подобии американского плана Маршалла, который после Второй мировой сыграл решающую роль для Западной Европы. Сегодня Европе нужно действовать так, как тогда действовали американцы.
Сложности, с которыми сейчас столкнулась Украина, огромны. "А Запад, - считает Шварценберг, - слишком скуп и не мыслит стратегически". Сейчас как раз настал тот момент, когда, чтобы победить, нужно вливать инвестиции в Украину.
Еще одна причина в том, что европейцы характеризуются своей скупостью. Они опасаются нестабильности в Украине и других проблем. Поэтому каждую неделю они повторяют мантру о том, что Украине пока не светит членство в Евросоюзе.
В подобной ситуации все зависит от того, как будет происходить развитие в самой Украине. Если через 10–15 лет тут будет руководить закон и эффективное управление, есть уверенность, что дискуссия перейдет в другое русло.