Схваченных недавно на Луганщине российских разведчиков, вероятнее всего, отдадут под суд, как террористов. Этого будет ждать с нетерпением вся страна прежде всего потому, что подобных судов ранее еще не было. Однако существует и еще одна вероятность выяснения в суде правды относительно деятельности крымского депутата Верховного Совета АР Крым, обвиняемого в пособничестве насильственному изменению власти в Крыму. «Этот суд тоже будет в своем роде премьерным и потому достойным пристального внимания», - передает издание «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым.Реалии».
Решением суда 18 мая было отказано В. Ганышу в смягчении меры пресечения. Этот человек был депутатом крымского парламента, а теперь содержится в киевском СИЗО. Сейчас прокуратура занята подготовкой обвинения по подозрению в государственной измене, а также существуют предпосылки для сбора доказательств относительно насильственного изменения государственного устройства и шпионажа. Таким образом, в перспективе суд может рассмотреть первое дело относительно коллаборанта и участника аннексии Крыма, конечно, в случае наличия достаточных доказательств данных преступлений. Вот как раз доказать вину подозреваемого будет непросто. Ганыш не относится к основным участникам тех событий, хотя и входил в число крымских парламентариев, а значит, мог принять участие в противоправном голосовании 17 марта, когда якобы было принято решение о «независимости Крыма». По крайней мере, в Кремле сообщили, что свои голоса отдали за это постановление 85 депутатов. Тем самым их действия попали под состав преступления по статье о насильственном изменении госустройства. Участвовали ли все депутаты в том голосовании на самом деле, достоверно не известно, потому что существует только заявление пресс-службы парламента Крыма, однако поименного списка нет, и вряд ли украинские органы правосудия смогут заполучить протокол с именами голосовавших. В связи с этим практически нереально узнать, как проголосовал Ганыш и голосовал ли он вообще. Возможно, ему следовало бы на тот момент сложить с себя полномочия, но ведь и глава Меджлиса Р. Чубаров этого не сделал, как и никто другой из депутатов того созыва.
С другой стороны, Ганыш ранее занимал должность зама городского головы Феодосии и участвовал в организованных оккупантами выборах в Госсовет в качестве кандидата по мажоритарному округу, хоть и неудачно. Как служащий мэрии он в свое время давал присягу Украине, и поэтому его участие в выборах можно квалифицировать как преступное деяние с признаками измены. Это преступление доказать гораздо легче, и вполне вероятно, что в суде на него обвинение сделает основную ставку. Кроме того, уже при оккупации как видный чиновник он мог иметь общение со спецслужбами России и ее армии, в процессе которого мог сообщить им какую-либо ценную информацию, и тогда это уже подпадает под признаки шпионской деятельности. Именно по подозрению в совершении вышеназванных преступлений Ганыш оказался задержан представителями СБУ в прошлом месяце при попытке въехать на материковую часть Украины. Суд отправил его в СИЗО, а апелляция об изменении меры пресечения была отклонена.
Сам он считает, что в его отношении произошла ошибка, и попытался найти поддержку среди крымских политиков. Его поддержал только член Меджлиса А. Хамзин, другие же просто высказали недоумение арестом, так считают, что он ни при чем в событиях прошлого года. Теперь же предстоит увидеть, как проявит себя в столь непростом деле украинская прокуратура, насколько успешно у нее получится собрать доказательства вины подозреваемого, как в дальнейшем себя проявит судебная система. Уже существовали опасения, что защите удастся освободить своего подопечного на поруки или под залог, и он сможет бежать, однако пока такой вариант не прошел. Также еще предстоит узнать, насколько долгим будет следствие, и какой будет в итоге приговор, либо подсудимый будет оправдан.
Также следует отметить, что в Верховной Раде есть сформированная депутатская группа, которая занимается лишением покоя крымских коллаборантов. Главенствует в ней Г. Логвинский, информирующий общественность о деятельности группы. Ее депутаты собрали материалы о 76 парламентариях Крыма и передали их в силовые органы. Речь идет о пособниках оккупантов. Также существует список из нескольких сотен судей и работников крымской прокуратуры, подозреваемых в пособничестве оккупации. Логвинский считает, что всех их необходимо подавать в розыск на украинской территории, потому что Ганыш пока единственный задержанный.
Вопрос наказания предателей и коллаборантов является крайне важным для понимания политики Киева в отношении Крыма - какие критерии и какие прецеденты лягут в основу судебных решений, насколько интенсивно будет проведена работа. На данном этапе расследования событий в Крыму во многом основываются на данных, собранных общественными организациями. Граждане активно стараются помогать таким расследованиям, при этом среди разного рода активистов нередко можно услышать обсуждение, кого из жителей или официальных лиц стоит считать коллаборантами, а кто может быть прощен в виду недостаточной вовлеченности. Вместе с тем нередко можно встретить информацию, что те или иные участники предательского изменения власти намерены посетить или уже были в Украине, что вызывает среди людей злость от отсутствия справедливости, которую они все равно хотят получить.