Геннадий Москаль, руководитель Луганской ВГА, заявил, что коррупция в зоне проведения АТО сродни государственной измене. Более детально мнение главы Луганской области о столь негативном явлении, как коррупция в зоне АТО, узнавали журналисты раздела "Новости Украины издания "Биржевой лидер".
Геннадий Москаль заявил в своем интервью информационному агентству "ЛИГАБизнесИнформ", что коррупция в зоне АТО сродни измене Родине. Рассказывая о проблеме с провозом контрабандных грузов через блок-посты, он объяснил, что прямую ответственность за это несут Кабинет министров и Верховная Рада. Именно они должны были урегулировать данный вопрос на законодательном уровне, решив, что нужно делать с границами временно оккупированных территорий.
Они должны были решить, что делать: допускать туда всех подряд, или, наоборот, вообще никого, или пропускать, но не всех, выработав для этого какие-то критерии. Чтобы это было не личное решение главы гражданско-военной администрации, а закон или соответствующее постановление правительства.
Также нужно решать вопрос и с предприятиями, находящимися на контролируемой боевиками территории, но зарегистрированными на территории, контролируемой украинской властью, поскольку они платят налоги. Москаль объяснил, что он ведет речь о предприятиях "Свердлов Антрацит", "Ровеньки Антрацит", "Лугансктепловоз", Алчевский завод коксохим, Алчевский металлургический завод и так далее. Например, "Лугансктепловоз" зарегистрирован в столице Украины, однако руководители предприятия обращаются за помощью не к Виталию Кличко, киевскому мэру, а к главе Луганской ВГА, хотя все местные налоги, в том числе и налог на землю, зарегистрированные в Киеве предприятия платят в столичный бюджет. Решением может стать перерегистрация предприятия в Северодонецке – тогда областная власть сможет помочь.
"Кабинет министров, - отметил губернатор, - иногда делает вообще очень странные вещи: например, поставки газа были перекрыты таким образом, что оккупированные территории оказались с газом, а подконтрольные Украине – нет". По мнению Москаля, правительству необходимо просто провести одно свое выездное заседание на Донбассе, и тогда все вопросы будут сняты в течение одного дня.
Контрабандистам известны военные пароли, которых не знает даже губернатор – Москаль.
Прокомментировал Геннадий Москаль и ситуацию с контрабандой и рассказал о масштабах коррупционных схем в прифронтовой области. По его словам, все разговоры о том, что контрабандисты якобы передвигаются какими-то объездными путями, на самом деле не более чем "детский лепет". Весь поток контрабанды идет непосредственно через блокпосты. Если действительно существует какой-то обходной путь через поля, то его, по мнению главы военно-гражданской администрации, необходимо перекопать или даже заминировать, поскольку в ином случае по этому пути вслед за контрабандистами потянутся террористы и диверсанты.
При этом в творящемся на блокпостах беспорядке нельзя обвинять только лишь одно какое-то ведомство. На различных блокпостах, установленных по всему маршруту следования транспорта, стоят представители разных служб: на одном блокпосту стоят бойцы Национальной гвардии, на другом – Министерства внутренних дел, на третьем – Вооруженных сил. Москаль объяснил, что контрабандисты "покупают" не весь блокпост, а какую-то одну конкретную смену. Когда "охотились" на грузовые автомобили контрабандистов, то часто сталкивались с такой картиной: водители никуда не едут, просто сидят, кушают, отдыхают. Они честно признаются, что ждут, когда на блокпост заступит "своя" смена.
Губернатор добавил, что сами водители грузовиков не передают никому никаких денег: по мобильному телефону им сообщают, по какому из "прикормленных" маршрутов нужно следовать, указывая при этом все военные пароли. По словам Москаля, эти пароли нужны для того, чтобы проехать через блокпост, не подвергаясь процедуре досмотра. Даже ем, как главе военно-гражданской администрации не положено знать эти пароли, тогда как контрабандисты их знают. По его мнению, это является подтверждением того, что в зоне АТО существует целая коррупционная вертикаль, а расценки зависят от стоимости груза и от его ценности.
Например, за элитный табак или алкоголь, который незаконно провозят для Плотницкого и для местных олигархов, контрабандисты за весь маршрут следования "фуры" платят от 300 до 500 тысяч гривен за единицу транспорта: это плата за беспрепятственное следование груза от точки до точки. Если везут, например, хлеб или корм для кошек, то в данном случае, естественно, "тарифы" будут более низкими.
Рассказывая об итогах своих рейдов, направленных на выявление грузовиков с контрабандой, губернатор сообщил, что задержаны были все автомобили, за исключением тех, водителям которых удалось развернуть фуры и удрать. В Госфискальной службе утверждают, что ими расследуется каждый случай контрабанды "на полную" в попытке установить всех, кто причастен к созданию незаконной схемы. Геннадий Москаль подчеркнул, что на самом деле данный вопрос является более серьезным, чем это кажется на первый взгляд. По его личному мнению, коррупция в зоне АТО должна приравниваться к государственной измене.