Ян Кшиштоф Белецкий, в прошлом премьер-министр Польши, в правительстве которого работал Лешек Бальцерович, в программе Еспресо.TV «Студия Запад с Антоном Борковским» рассказал о трудностях экономической ситуации в Украинском государстве и о перспективах помощи от международного сообщества.
В настоящее время ситуация в Украине очень непростая. Однако непростой ситуация в свое время была и в Польше. Естественно, там не было войны, однако ситуация была не лучше, нежели в Украине: старые кланы спецслужб и коммунистические кланы, высокая инфляция и тому подобное. При этом Польше удалось добиться успеха. «Самый важный вопрос касается трансформации. С такой тяжелой и сложной ситуацией, в которой оказалось Украинское государство, не сталкивалась ни одна из 27 стран. Самого большого успеха достигли государства, которые осуществляли две трансформации одновременно: экономическую и политическую. В Польше мы знали, что помимо перестройки экономики также следует изменить политическую систему, необходимо ввести демократию, построить политические институты», - подчеркивает политик.
У Польши непростая история.
Белецкий напомнил, что в финансовом смысле в 1989 году Польша была банкротом. «Мы не могли гасить свои долги. Я был вынужден ездить по миру и просить списать польский долг. Когда я был в Японии, министр финансов мне сказал, что японский джентльмен скорее сделает харакири, чем попросит списать долг. Я ему объяснил, что не я брал этот долг. Итак, мы имели инфляцию, которую даже можно было назвать гиперинфляцией, так как цены росли ежемесячно на 50 процентов», - рассказал Белецкий.
При этом он подчеркнул, что Украина и ее премьер-министр находятся в ситуации гораздо сложнее, нежели Польша во время трансформации. «Нам помогали на Западе, на востоке распадался СССР. Российская Федерация была занята собственными проблемами. Был, по крайней мере, покой с внешней стороны. Мы имели время для осуществления этих изменений. Без помощи стабилизация экономики была бы невозможна. Несколько западных государств «скинулись» на своего рода стабилизационный фонд и это позволило нам удерживать конвертируемость злотого. С самого начала мы хотели, чтобы злотый был конвертирован и с 1990 года люди неожиданно увидели, что долларов можно купить сколько угодно, - только бы хватило злотых. А тот стабфонд, которым мы не воспользовались, потом, через 3-4 года, помог нам стабилизировать банковскую систему, которая тоже требовала гигантской перестройки», - отметил Белецкий.
У Украины свой путь.
Согласно его словам, у Украины в настоящее время есть преимущество, нежели 25 лет назад у Польши, - в МВФ в Вашингтоне в настоящее время заседают люди, которые все отчетливо понимают. «В то время - 25 лет назад, понимания не было. Нам постоянно угрожали, что заберут деньги и все время рекомендовали только экономить и затягивать пояса. В настоящее время, по моему мнению, можно сказать, что МВФ есть сторонником трансформации в Украинском государстве», - отметил он.
Он отметил, что отчетливо понимал, что люди не понимают того, что делают власти. «В демократических государствах люди не верят правительству, они не понимают, что оно все делает для их пользы. Правительства на протяжении первых 10 лет трансформации менялись почти каждый год, так как люди постоянно думали, что придет новый премьер-чудотворец и все поменяется», - отметил Белецкий
Однако следует понимать, что украинский «реванш» таким «розовым», как в Польше не будет. Действующие в Украине пророссийские силы (речь об окружении Фирташа и подобных ему), пытаются вернуться к власти, в чем Кремль очень заинтересован. Поэтому есть опасение того, что в процессе реформ может рухнуть вся политсистема Украины, - так как выйдут шахтеры, подстрекаемые Москвой, выйдут другие люди. Согласно словам Белецкого, в свое время в Польше имели место такие же опасения. «Надо верить в своих сограждан. Люди тоже учатся новому, так как никто из них не воспитывался в новой системе и люди привыкли к другому. Вся трансформация состояла в том, чтобы осуществить невозможное. Для нас было очень важным, чтобы, несмотря на потрясения, все же идти дальше», - отметил Белецкий
Говоря об инвестициях в Украину, Белецкий подчеркнул, что многие инвесторы, вкладывая средства в Украинское государство, потерпели серьезное поражение. «Каждый инвестор задает вопрос: сколько я могу на этом заработать? Никто не захочет понести убытки», - отметил он.
Также Белецкий оценил и действенность санкций против Российской Федерации. Согласно его мнению, российская экономика достаточно сильно ощутила не столько непосредственные санкции, сколько измененную экономическую действительность. «Финансовая система - это ключ и одновременно кровеносная система экономики. Имеем факт, что многие российские банки попали в «черный список», что немало институтов не сотрудничает с российскими банками, намного труднее найти финансирование на многие проекты, которые россияне намерены воплотить. Да, у них есть собственные валютные резервы, однако если они будут их так быстро тратить, то резервы и дальше будут сокращаться. Поэтому, по моему мнению, эта экономическая правда является очень выразительной. Если добавить еще то, что российская нацвалюта девальвировалась, нефтяные цены вероятно в течение ближайших добрых нескольких лет будут оставаться намного ниже, нежели кто-то себе предполагал, то для каждого государства, которое имеет 50 процентов дохода от продаж сырья, ситуация будет очень тяжелой», - подчеркивает Белецкий.