По мнению экспертов, украинская оборонная промышленность выживет и без сотрудничества с Российской Федерацией. Более детально мнение экспертов о том, как скажется на оборонной промышленности страны разрыв сотрудничества с Россией, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Фокус" напоминает слова президента РФ Владимира Путина, который заявил, что денонсация украинской стороной соглашений с Российской Федерацией, подписанных в сфере военно-технического сотрудничества, она поставила собственные предприятия на грань банкротства.
Издание в этой связи поинтересовалось мнением экспертов с целью выяснить, как скажется на украинских оборонных предприятиях разрыв отношений с Россией. По словам руководителя информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергея Згуреца, решения, принятые Кабинетом министров о денонсации соглашений с РФ, не имеют никакого юридического значения – денонсировать их может только Верховная Рада. Однако Украина уже фактически прекратила сотрудничество, о котором шла речь в денонсированных правительством договорах с Российской Федерацией: начиная с марта прошлого года она не поставляет в РФ продукцию, которую можно использовать в ВПК. Соответственно, украинская сторона также не получает такой продукции из России.
Например, корабельные и вертолетные двигатели украинского производства были созданы в расчете на проекты, которые строились в РФ для третьих стран. До начала войны Москва планировала закупить у Киева 60 самолетов Ан-70. Вся сложность в том, что продать эти самолеты кому-нибудь другому очень непросто, да и без российских двигателей Украина их построить не сможет.
Впрочем, руководство завода имени Антонова смогло довольно быстро перепрофилироваться, вытащив из-под сукна проект самолета Ан-178. В настоящее время на него ставят выпускаемые европейскими странами двигатели и сертифицируют в соответствии с международными требованиями. Згурец подчеркнул, что украинским предприятиям уже давно следовало заняться поиском новых рынков сбыта для своей продукции, а также поиском новых партнеров. Необходимо было пытаться выйти на рынок Китая, который более объемный, нежели российский. Прошел уже год, а украинская сторона продолжает только лишь рассуждать на данную тему.
Заявление Путина рассчитано на непосвященных – Бадрак.
По мнению руководителя центра исследований армии, конверсии и разоружения Владимира Бадрака, заявления, которые были сделаны Владимиром Путиным, были сделаны исключительно для информационного воздействия на непосвященных людей. Он объяснил, что в Украине действительно есть около 15 проектов, где необходимо найти замену российским комплектующим, такие, например, как Ан-70, реализовать который украинская сторона не сможет без участия РФ. Однако в данном случае Россия пострадает сильнее, чем Украина, поскольку не получит необходимые военно-транспортные самолеты. При этом Украину вполне устроит и небольшой Ан-178. Москва может сколько угодно говорить о начале работ по созданию нового военного "транспортника", однако любому из специалистов в сфере авиастроения понятно: справиться с этой задачей на всем постсоветском пространстве сумеет только КБ Антонова. Этот проект не смогут потянуть ни КБ Туполева, ни КБ Ильюшина.
Украина теряет всего лишь несколько проектов, тогда как потеря России – это целые направления. Российская сторона теряет и газотурбинное строение для кораблей ВМС, и авиационное двигателестроение, и определенную часть разработок в космической сфере. При этом украинская сторона уже давно перешла на западные проекты во всем? что касается сотрудничества в космической сфере: в частности, она поставляла и продолжает поставлять ступени двигателей, которыми оснащается европейская ракета-носитель Vega. Также она поставляет комплектующие для американской ракеты-носителя Antares, принимая при этом еще и участие в работе по ее выпуску, ведет совместные работы по запуску ракет-носителей с Бразилией.
У Украины с Россией не было совместных военных проектов в сфере освоения космоса. Зато сейчас, отметил Бадрак, украинцы работают над созданием оперативно-тактической ракеты с одной из стран, которую эксперту пока не хотелось бы называть. Предприятие "Южмаш" действительно теряет доходы, которые оно получало за обслуживание ядерного арсенала РФ до начала войны, однако теперь России придется искать того, кто смог бы заменить днепропетровских специалистов, и она, в итоге, оказалась в гораздо худшей, нежели Украина, ситуации.
Алексей Мельник, являющийся содиректором программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова убежден: сделанное Путиным заявление является подтверждением нежелания российского лидера говорить о настоящих причинах и следствии той ситуации, в которой сейчас оказалась Россия, поскольку решение украинского правительства было лишь формальностью, а реально сотрудничество в военной сфере между странами прекратилось еще год назад.
Данное решение является невыгодным для обеих сторон, однако Украина была просто вынуждена его принимать. Но с другой стороны, украинским предприятиям уже давно необходимо было налаживать каналы сотрудничества с другими партнерами, ориентируясь, в первую очередь, на рынки западных стран. Имея такие предприятия, как "Мотор Січ", страна входит в первую десятку стран мира, которые могут не только выпускать конкурентоспособные авиадвигатели, но и заниматься их разработкой. Если использовать потерю российского рынка как представившуюся возможность, то Украина сможет выйти на качественно новый уровень работы.