По словам Владимира Рубана, возглавляющего в общественной организации "Офицерский корпус" Центр освобождения пленных, в настоящее время процесс обмена пленными с боевиками существенно замедлился. Более детально слова Рубана о ситуации с обменом пленными, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Владимир Рубан, благодаря содействию которого из плена боевиков удалось освободить более 300 украинских военнослужащих, в интервью "Радио Свобода" отметил, что в настоящее время существенно замедлился процесс обмена пленными с боевиками. Напомним, что в начале мая текущего года в рамках трехсторонней контактной группы, работающей над урегулированием конфликта в восточной части Украины, была создана рабочая подгруппа по гуманитарным вопросам, представители которой занимаются освобождением пленных. Однако, несмотря на создание данной рабочей подгруппы, реализовать принцип обмена пленными "всех на всех", как это прописано в Минских договоренностях, до сих пор так и не удалось.
Процесс обмена пленными, который был довольно активным в начале текущего года и в конце прошлого, в настоящее время практически остановился. Данные о пленных, которые есть у украинской стороны и у боевиков, существенно разняться. По словам представителей самопровозглашенных республик, у них осталось несколько десятков человек, тогда как украинские военные заявляют о сотнях. Рубан объяснил, что ситуация действительно неоднозначная: согласно спискам Центра освобождения пленных, у боевиков сейчас находятся около 400 украинских военных. Примерно такую же цифру называют и в Службе безопасности Украины, и разведка.
Представители Центра постоянно контактируют с несколькими десятками пленных – с ними созваниваются, знают о том, где эти люди находятся. Остальные – это весьма сложная работа, тем более, что по данным Центра, украинских пленных время от времени вывозят на территорию Российской Федерации: в первую очередь туда вывозят для допросов старший офицерский состав. Кроме того, есть информация, правда, пока неподтвержденная, что украинских пленных также вывозят и в республики Кавказа.
У сепаратистов, благодаря свободным границам, есть возможность для свободного перемещения пленных. Украина сейчас не контролирует около 350 километров государственной границы, и в этой связи установить точное количество украинских пленных на территории с открытой границей практически нереально.
Владимир Рубан подчеркнул, что на войне действуют военные законы: как бы украинские власти не называли происходящие на Донбассе события – кризис, АТО, военный конфликт, на самом деле там идет война, поэтому и с пленными обращаются по законам войны. В случае если пленные представляют какой-то интерес в политическом плане, их могут судить за терроризм, использовать для разного рода показательных акций. Если пленные являются ценным источником информации, до их будут допрашивать с целью получения этой самой информации. В настоящее время в плену у боевиков находятся даже офицеры в звании полковника.
Центр работает отдельно от рабочей подгруппы – Рубан.
В своих предыдущих интервью Рубан говорил, что многих украинских пленных боевики удерживали в захваченных зданиях СБУ в Луганске и в Донецке. С тех ситуация изменилась, и сепаратисты создали несколько специальных мест, в которых они держат пленных, причем некоторые из таких мест полностью закрыты от общественности. Довольно часто пленных перевозят с места на место, используя их для разного рода работ – разбора завалов, строительных работ, ремонта поломанной и подбитой техники, и так далее.
Рассказывая о работе Центра освобождения пленных, Рубан объяснил, что он работает отдельно от недавно созданной рабочей подгруппы. Кроме того, чувствуется еще и ревностное отношение со стороны Виктора Медведчука, не желающего никого привлекать к переговорному процессу.
Руководитель Центра отметил, что раньше он приветствовал назначение Медведчука спецпредставителем Украины по гуманитарным вопросам в трехсторонней контактной группе, однако сейчас он разочарован этим назначением. Раньше казалось, что Медведчук, даже не как патриот своей страны, а как простой человек, будет содействовать освобождению украинских военных из плена боевиков. Все прекрасно знали о его связях с президентом РФ Владимиром Путиным – ведь они кумовья, российский президент крестил детей бывшего главы Администрации президента Украины.
Поначалу казалось, что Медведчуку достаточно будет сделать всего лишь один телефонный звонок для того, чтобы повлиять на сепаратистов и посодействовать освобождению украинских пленных. Однако в реальности процесс их освобождения уже затянулся, что впору предъявлять претензии в его умышленном затягивании.
Серьезная проблема заключается в отсутствии прозрачности – руководитель группы по обмену пленными, представляющий украинскую сторону, не знает точное количество военнослужащих, находящихся в плену, и которых необходимо оттуда освободить. В последнее время удалось провести всего лишь несколько обменов, и всякий раз эти обмены подтягивались к какой-то определенной дате. Это мог быть религиозный праздник, например, Пасха, или какие-то политические события, например, переговоры в белорусской столице.