Верховная Рада 21 мая 227 голосами "за" приняла во втором чтении законопроект 1558-1, который направлен на реструктуризацию валютных кредитов. Кто-кто называет инициативу предоставить возможность возвращать кредит по курсу 8 гривен за американский доллар популистской, а кто-то полагает, что государство не обеспечило финансовую стабильность нацвалюты и теперь должно исправить свою вину. Об этом пишет в своей статье для издания "Главком" Алексей Мушак, народный депутат Украины (фракция БПП).
"Кто же прав в этой дискуссии, воспитывает ли это финансовую грамотность и ответственность, а также насколько справедливо одним заемщикам компенсировать валютные риски, а тем, кто брал в гривне нет - не предмет этой статьи. Она, в первую очередь, о цене вопроса и возможность реализовать предусмотренные законопроектом инициативы. Подобные расчеты должны стать нормой перед принятием любого важного закона", - пишет автор.
Мушак обращает внимание на статистику. Согласно Нацбанка Украины по состоянию на 1 апреля прошедшего года в банках I и II группы (почти весь рынок) насчитывалось около 245 тысяч валютных кредитов, выданных физическим лицам на общую сумму 144,6 миллиарда гривен или 6,17 миллиарда долларов. (курс 23.45). Из них 71 тысяча или 29 процентов - это ипотечные кредиты на общую сумму 80 миллиардов гривен или 55 процентов. "Средняя задолженность по одному ипотечному кредиту составляет 1,12 миллиона гривен или 48 тысяч долларов. До общего количества валютных кредитов правильно было бы добавить оценку в 100 тысяч кредитов, которые были проданы коллекторским компаниям, и не входят в статистику НБУ", - отмечает автор.
Относительно физических лиц, то средний процент проблемных кредитов составляет 50 процентов. Таким образом, трудности с выплатой займов по валютным кредитам имеют около 170 тысяч граждан или 0,38 процента населения Украины. О реальной проблеме стоит говорить только в разрезе ипотечных кредитов, потому что в этом случае люди могут остаться без жилья. Это около 90 тысяч договоров, относящихся лишь 0,2 процента населения Украины, подчеркивает депутат.
Относительно цены вопроса, то реструктуризация всех валютных кредитов как это предлагается в законопроекте 1558-1 по курсу 8 гривен, не говоря о 5 гривнах, приведет к необходимости найти примерно 95 миллиардов гривен. Это больше, нежели 90 миллиардов гривен, выделенных в текущем году на приоритетные для выживания государства направления обороны и безопасности. Очевидно, что даже в результате принятия законопроекта 1558-1, он останется декларативным и таким, что невозможно реализовать на практике. Если же посчитать цену вопроса для реструктуризации не всех, а только проблемных (50 процентов) ипотечных кредитов, то она составит около 26,5 миллиарда гривен и будет направлена на решение проблемы 45 тысячам граждан Украины или 0,1 процента от количества населения государства.
Каждому из ипотечных заемщиков, отмечает автор, спишется или в тот или иной образ компенсируется государством 740 тысяч гривен, а это больше чем получает семья солдата или милиционера, который погиб в АТО, защищая Украину. Очевидно, что говорить в таком случае о социальной справедливости будет крайне тяжело.
«Небольшое отступление перед возвращением к основным выводам. С одной стороны, проблема валютного кредита касается не только заемщика, но и его семьи, поэтому количество людей, которых коснулась эта ситуация, большая. А с другой стороны, есть много заемщиков, которые брали кредит на вторую или третью квартиру или те, кто имеет возможность продать существующее и купить более дешевое жилье, поэтому указанные выше расчеты будем считать корректными», - пишет автор.
Как быть дальше?
Алексей Мушак отмечает два варианта решения вопроса, касающегося реструктуризации валютных кредитов. "Первый - это доработка законопроекта. В существующем виде он невозможен для реализации, и не потому, что кто-то не хочет или против, а потому что цифры убеждают нас в этом. В новом законопроекте стоит прописать следующие вещи: реструктуризация должна касаться только ипотечных валютных кредитов. Очевидно, что ссуды на машину, мобильные телефоны и другие потребительские кредиты, не могут быть предметом нового законопроекта; закон должен касаться только тех заемщиков, у которых одна квартира или дом. Новая инициатива должна быть направлена на тех, кому действительно не будет где жить; ограничения на площадь квартиры или дома (во время войны компенсацию за покупку дома 300 является недопустимой); ограничения в стоимости недвижимости (если кто-то готов был переплачивать за имидж и престиж, а не покупать жилье для жизни, то причем здесь государство). Это более-менее справедливо и при этом все равно трудно реализовать, поскольку потребует дополнительного финансирования в 5-7 миллиардов гривен, которого в ближайшие 2-3 года не будет. Для реализации этого сценария необходимо, чтобы ВР, Кабмин и Президент приняли политическое решение и обеспечили финансирование решения этой проблемы, сократив финансирование других направлений", - подчеркивает автор.
Суть второго варианта, предложенного депутатом, заключается в том, что любая инициатива сделать реструктуризацию кредитов по курсу 8, учитывая сегодняшние реалии, невозможна. "Поэтому для решения проблемы необходимо выходить за рамки существующей системы, а именно ограничить ответственность заемщика только залогом, детально прописать и принять закон о банкротстве физических лиц и дать возможность людям перезапустить свою финансовую жизнь", - отмечает Мушак.