По словам руководителя "Нафтогаза" Андрея Коболева, главным достижением возглавляемой им компании является диверсификация поставок природного газа и снижение цены на российское топливо. Более детально слова Коболева о достижениях компании "Нафтогаз" изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Андрей Коболев в интервью изданию "Украинская правда", рассказывая об успехах в деятельности "Нафтогаза" за тот год с небольшим, что он возглавляет эту компанию, заявил: основным итогом работы стала цена импортируемого газа на уровне около 250 долларов. Ранее Украина импортировало топливо по цене, превышающей европейскую в полтора, а то и в два раза, однако сейчас цены выровнялись. Это и является итогом работы "Нафтогаза". Компания поменяла отношение к импортируемому газу, превратив его в такой же товар, каким является, например, бензин, и проделанная работа вынудила Российскую Федерацию снизить цену на свой газ.
Он объяснил, что российская сторона пошла на снижение цены потому, что "Нафтогаз" сумел добиться настоящей диверсификации поставок топлива, и теперь российская компания "Газпром" просто конкурирует с другими поставщиками на украинском газовом рынке. В настоящее время в Украине образовался действительно реальный рынок в сфере импорта природного газа, в частности, есть открытый в прошлом году большой альтернативный маршрут топлива из Европы – речь идет о словацком направлении. По своему объему данный маршрут способен сейчас закрыть до 90 процентов необходимого Украине импорта.
"Газпром", конкурируя с этим европейским маршрутом, вынужден был менять цену. При этом, отметил Коболев, как бы российская сторона не называла данный механизм, на самом деле у него лишь одно название – рынок. Иными словами, это уже не Харьковские соглашения, когда Российская Федерация предоставляла скидку на газ в счет арендной платы за базирование своего флота в Крыму. Ради более низкой цены Украине сегодня не приходится отказываться от взятого курса на интеграцию в Европейский Союз, или обещать Москве присоединиться к Таможенному союзу. Сейчас действует обычный коммерческий механизм, который просто вынужден применять "Газпром", чтобы сделать свой газ конкурентным на украинском рынке.
Главным успехом в организации реверсных поставок стало отсутствие коррупционной составляющей – Коболев.
Комментируя увеличение объема реверсных поставок, Коболев заявил, что по его мнению, основным фактором успеха в организации реверсных поставок стало то, что украинская сторона убрала из процесса импорта топлива коррупционную составляющую. Ранее, как правило, об импорте природного газа договаривались, учитывая при этом и коррупционный элемент, например, наличие посредника. Многие старались договориться об импортных поставках таким образом, чтобы между Украиной и поставщиком топлива неизменно оказывался еще и посредник. Это и компании Сергея Курченко, и компании Дмитрия Фирташа, работавшие с Российской Федерацией или с Туркменистаном, кто угодно.
Однако когда присутствует посредник, то первым делом на ум приходит вопрос: на чем этот посредник зарабатывает. Понятно, что на европейском направлении возможностей заработать у посредника было немного, тогда как на российском направлении ситуация совершенно иная, и там как раз можно заработать очень много. Вывод напрашивается очень простой: в таком случае расширять европейское направление не нужно, или придется требовать от европейских партнеров таких условий, на которые они никогда не согласятся.
Сегодня между Украиной и поставщиками нет никаких посредников, и все контракты компания "Нафтогаз" заключает с крупными игроками на европейском рынке напрямую, и европейское направление сейчас для Украины очень важное.
Рассказывая о помощи в процессе достижения договоренностей с поставщиками со стороны Европейского Союза, Коболев подчеркнул, что в данном случае ни о каком политическом давлении речь не идет, поскольку на европейские компании надавить просто невозможно. Это частные компании, и они работают на цивилизованных рынках, поэтому в данном случае давление не работает.
Европейский Союз помог тем, что пошел на конфронтацию с "Газпромом", сделав это для того, чтобы реверсные поставки топлива в Украину стали реальностью. Российская сторона выступала против таких поставок, и "Газпром" прилагал очень серьезные усилия для того, чтобы не допустить реверса. В основном это были политические шаги, но иногда российский монополист шел и на экономические шаги, стоившие ему затем больших денег. Например, "Газпром" сокращал поставку газа в осенне-зимний период всем европейским поставщикам Украины – в некоторых случаях монополист отказывался поставлять 50 процентов от заявленного объема.
Для импортера, объяснил глава "Нафтогаза", отказ выполнить заявку со стороны поставщика является очень серьезной проблемой, однако украинская сторона все-таки сумела убедить эти компании и дальше работать вместе, несмотря на тот элемент давления, который был задействован Российской Федерацией. Это было сделано рыночными методами – европейским компаниям предложили вариант сотрудничества, который стал для них более интересным, нежели связанные с конфронтацией с "Газпромом" риски и страхи.