На прошлой неделе политический эксперт Юрий Романенко решил развязать дискуссию о том, какая роль уделяется Харькову в будущем Украины. Не все его тезисы можно принять как истину. Несомненно, кризис открывает Харькову новые окна возможностей. Однако немало ныне имеющихся возможностей он навсегда закрывает.
Харьков вместе со всей страной сползает в пропасть. Причем страна погружается несколько быстрее самого Харькова.
Главная истина состоит в том, что восстановление «статуса Quo» по состоянию на осень позапрошлого года невозможно и в принципе не рассматривается. Все мосты с Россией сожжены.
Помимо того, не существует для Харькова возможности, аналогичной той, которая была получена Крымом – т. е. сравнительно бесконфликтного присоединения к РФ. Как бы там ни было – никакая мирная интеграция невозможна. Скорее всего, попытки присоединить этот город к России приведут к множеству жертв и развалу инфраструктуры. В результате остается всего два возможных варианта развития событий.
Первый – наиболее негативный. Он подразумевает военные действия на несколько следующих лет, которые превратят Харьков в руины.
Второй – слишком трудозатратный. В этом случае на Донбассе конфликт будет заморожен и произойдет полное прекращение сотрудничества с Россией.
При любом развитии событий, в ближайшей перспективе Харьков вынужден будет балансировать между вышеприведенными вариантами. По сути одна возможность не допустить войны подразумевает – максимальное повышение издержек для вероятного оккупанта в Харьковской области. Для этого следует сделать несколько вещей.
В первую очередь надлежащим образом укрепить оборону региона. Далее необходимо создать условия для привлечения иностранных игроков, которые смогут помочь в защите города.
И наконец – обустроить город таким образом, чтобы большая часть жителей Харькова, оказались при деле, и были заинтересованы в сохранении существующего положения дел.
Еще в конце осени позапрошлого года Харьков был практически полностью завязан на сотрудничестве с РФ, однако в ближайшей перспективе – ему уготована участь приграничного города, в худшем – он рискует утратить весь свой промышленный потенциал.
Харьков должен стать открытым городом.
Некоторое время контакты с Россией еще будут приносить свои плоды, в случае сохранения относительной стабильности, в основном - в тех сферах, которые представляют интерес для РФ. Современное падение от снижения уровня товарообмена Харьковской области с РФ в прошлом году составил примерно 20%.
Практически каждый день показывает заметное ухудшение, которое бьет по жителям города, торгующих на вещевом рынке «Барабашова», и харьковские промышленные гиганты, в числе которых «Турбоатом».
К примеру, примерно 80% турбин функционирующих на российских АЭС было произведено в Харькове. Завод получал серьезные контракты на модернизацию и разработку новых модификаций. Для России была создана новая турбина мощностью в 1200 МВт. Однако в нынешней ситуации этот рынок будет стагнировать.
Конечно отдельные меры на то, чтобы переориентировать промышленность на другие рынки предпринимаются, но все это идет слишком медленно и скорее всего результат будет мизерный.
Осенью этого года харьковчане будут выбирать не просто региональную власть, а один из описанных выше сценариев.
Если на пост градоначальника вновь будет избран Геннадий Кернес - это запустит вариант сокращения промышленного потенциала Харькова и дальнейший вооруженный конфликт. Все это произойдет, потому что начнут действовать обстоятельства, на которые никак повлиять уже не удастся.
В первую очередь согласно мнению Юрия Романенко, Кернес все прошедшее время работал над монополизацией всей работающей промышленности и смог добиться в этом удивительного прогресса. Кернес – олицетворяет местечковую монополию, нулевую конкуренцию, непрозрачное правосудие и отсутствие общих правил для всех игроков. Такая политика не дает надежды на то, что в город смогут прийти иностранные инвесторы - без ресурса, имеющегося в их распоряжении, Харьков выжить просто не сможет.
Впоследствии, если фиксируемый в настоящее время источник ресурсов будет перекрыт, а новый обнаружить не удастся, то, скорее всего из города вынуждены будут уйти и те предприятия, которые еще могут чувствовать себя уверенно. Эти субъекты будут просто переварены монополиями ради своего выживания. В результате в Харькове возникнет достаточно большое количество лишних людей – безработных, что негативным образом скажется на политической обстановке. Протестные настроения позволят сделать Харьков легкой добычей.
Местные органы государственной власти, достаточно запоздало, но все, же стали уделять внимание вопросам оборонного характера. Как известно, в подготовленной центральными властями программе мер по увеличению оборонного потенциала 80% всех трат на нынешний год – 792 млн. гривен - будет передано в распоряжение
Харьковской области. Постепенно начинают надлежащим образом работать и заводы ВПК. Понемногу, но растет боеспособность вооруженных формирований в регионе. Определенный прогресс является бесспорным.
Чтобы суметь избежать военных действий, Харьков должен трансформироваться в открытый глобальный мегаполис, что позволит в перспективе привлечь миллиардные инвестиции.
Имеет ли такой сценарий реальные основания? Конечно, но для этого нужно принять глобальные экономические правила игры. Это вынудит обеспечить новый уровень городского управления, обновление коммуникаций, и предпринимательского климата.