Гизо Углава, замглавы украинского Национального антикоррупционного бюро, заявил, что на 100 вакантных мест в бюро есть уже 5 тысяч претендентов. Более детально слова Углавы о количестве желающих работать в Антикоррупционном бюро изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
В интервью изданию "Фокус" Гизо Углава заявил, что в настоящее время на 100 имеющихся в Национальном антикоррупционном бюро вакансий, претендуют 5 тысяч человек. Отметим, что нынешний замруководителя бюро 19 лет жизни отдал работе в грузинской прокуратуре, где прошел непростой путь от стажера до заместителя генерального прокурора. Говоря о своей работе в родной стране, Углава отметил, что когда он пришел работать в прокуратуру, ситуация в Грузии была очень непростой: на территории Абхазии она сражалась с Российской Федерацией, внутри страны шла гражданская война.
Прокуратуре пришлось бороться с целой лавиной преступлений: разбойными нападения, бандитизмом, убийствам, и так далее, и следователей для этой борьбы явно не хватало. В середине 90-х годов грузинские правоохранители вынуждены были бороться с незаконными вооруженными формированиями, затем, после 1998 года – с "ворами в законе". Криминальные авторитеты наиболее хорошо себя чувствуют в условиях высокого уровня коррупции в стране, и в то время они фактически контролировали в Грузии все.
Поначалу бороться с коррупцией было очень непросто – следователи жаловались на слишком большую бюрократию: для того, чтобы принять то или иное решение, оно должно быть согласовано, и перед окончательным утверждением пройти 5 или 6 ступеней согласования. Поэтому было принято решение о создании типичных форм, гайдлайнов, в которых было четко прописано: что и как нужно делать в каждой конкретной ситуации. Они были прописаны по закону – там были указаны все детали, которые должны быть учтены перед принятием решения. Подобная практика существует и в Соединенных Штатах Америки, и в ряде европейских стран, и в Украине тоже будут подобные гайдлайны, в Антикоррупционном бюро, по крайней мере, они точно будут.
Кроме того, в Украине также будут еще и чеклисты – они будут помогать сотрудникам бюро понять, что они должны делать в том или ином конкретном случае. Это вовсе не означает запрет следователям на проявление инициативы – у них просто будет уже готовый минимальный перечень того, что ему необходимо сделать. При этом основное следствие зависит уже от самого следователя – чем он будет креативнее, тем будет лучше.
В Антикоррупционном бюро планируется также создать и специальный отдел, задачей которого будет оценивание качества работы сотрудников бюро, анализировать и обобщать уголовные дела, выдвигать свои предложения по поводу решения тех или иных проблем, появляющихся в ходе следствия.
Руководство Антикоррупционного бюро хочет сделать из него современную структуру, которая сможет эффективно и реально работать.
Углава отметил, что украинцы ожидают от Антикоррупционного бюро результатов прямо сейчас, однако руководство бюро хочет создать современную структуру, которая будет эффективно и реально работать. Для того, чтобы такую структуру создать, в обязательном порядке должен быть пройден этап строительства основы, и в настоящее время идет процесс подбора новых кадров.
Антикоррупционное бюро уже принимает документы от претендентов на вакантные места, после чего все желающие работать в бюро пройдут конкурсный отбор, состоящий из четырех этапов: на логическое мышление, на знание законодательства, претенденты сдадут психометрические тесты – ведь они будут работать с оружием, после чего будет проведено собеседование. Далее следует процесс обучения – новички, в зависимости от того, на какую должность они претендуют, пройдут 4-х или 5-недельные тренинги, к проведению которых будут привлечены как украинские практики и ученые, так и международные эксперты: они объяснят и покажут методы, при помощи которых ведется расследование коррупционных дел, методы обыска, допросов, и так далее.
Первые результаты должны появиться уже к октябрю текущего года, и до конца года руководство Антикоррупционного бюро рассчитывает набрать всех сотрудников, после чего начнется процесс формирования региональных организаций. Аналитики и детективы, которые станут ядром новой антикоррупционной структуры, будут получать 32 тысячи гривен в месяц, причем такой уровень заработной платы прописан в соответствующем законе. Должность детектива является для Украины новой: он будет в одном лице и оперативником, и следователем.
Говоря о количестве желающих получить работу в Антикоррупционном бюро, Углава рассказал, что на те 100 вакансий, которые должны быть заполнены для запуска бюро, в настоящее время уже претендуют 5 тысяч кандидатов, а на первые 15 мест в бюро претендует 700 человек. Данные вакансии – это вспомогательные структуры, которые должны быть созданы в первую очередь, чтобы бюро смогло располагать своим бюджетом, правильно организовать процесс подбора кадров, это в том числе и юристы, задачей которых будет написание различных проектов, приказов, положений. Тем, кто хочет стать детективом, необходим опыт работы в юридической сфере – как минимум, два года. Люди будут расследовать серьезные дела, и в этой связи было принято решение поставить именно такое ограничение.