Остановка химических заводов в ведении Дмитрия Фирташа угрожает срывами в посевной нынешней кампании и есть ответом этого олигарха на принятие невыгодных для него положений закона о газовом рынке. Об этом рассуждает 4 июня издание «Фокус».
Group DF сделала объявление про остановку собственных заводов для производства удобрений – Ровенского и Черкасского «Азотов».
В прекращении деятельности этих предприятий группой обвиняютя депутаты Народного фронта и «его представители во власти». Эксперты редакции «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что с остановкой данных активов Group DF покидает рынок азотных видов удобрений, поскольку принадлежащие ей мощности концерна «Стирол» и Северодонецкого объединения «Азот», размещенные в Донбассе, уже остановлены прошлогодней весной из-за вооруженных действий.
Главную причину остановки химпредприятий группа видит в незаконном, по ее мнению, аресте полмиллиарда кубических метров принадлежащего заводам газа за задолженность перед «Нафтогазом Украины» в рамках досудебных расследований, начатых Министерством внутренних дел по фактам растраты государственного имущества должностными персонами Нафтогаза в особо крупном размере, включая и сговор с фирмами группы под названием Ostchem. Ее удобрения на мировом рынке конкурентоспособны только при очень низкой цене на природный газ.
По версии следователей, Ostchem должна возвратить 5,7 миллиарда гривен Нафтогазу за использованный незаконно газ.
Истинной причиной прекращения функционирования «Азотов» видится, впрочем, очередной заметный виток газового противостояния с Российской Федерацией. В этом вполне уверен Михаил Гончар, являющийся директором по энергетическим программам в центре «НОМОС». Решение об остановке «Азотов, как замечает Гончар, принято сразу же после объявления главой Газпрома Алексеем Миллером претензий к Нафтогазу.
Попытки ослабления влияния Group DF в правительстве предпринимаются уже достаточно давно. Так, минувшей зимой у структур господина Фирташа отобраны лицензии для разработки месторождений титана в Житомирской области и разорваны договора по аренде Вольногорского и Иршанского ГОКов, снабжающих сырьевыми ресурсами мощности «Крымского титана» (сегодня это Сhemical Ukranian products). Group DF делала попытку обжалования государственного решения в судебном порядке, но Высшим хозяйственным судом Украины на днях отказано окончательно Сhemical Ukranian products в продлении сроков арендного использования Вольногорского ГОКа.
А в последний день апреля президентом Украины подписан законодательный акт, регламентирующий отечественный газовый рынок. Закон теперь разделяет работу компаний, причастных к управлению газовыми инфраструктурными объектами, и интегрированных вертикально структур, занятых поставками и добычей «голубого топлива», как часто называют природный газ. Предусматривается, кроме того, и юридическая возможность для частных предприятий использования государственных газораспределительных сетей на платной исключительно основе. В собственности у Дмитрия Фирташа, являющегося владельцем двух третей газораспределительных украинских компаний, останутся, таким образом, только офисы, представляющие облгазы.
До сегодняшней поры власть не спешила вмешиваться в пространство азотного бизнеса Фирташа. Так,в соответствии с ежемесячными данными Нафтогаза об объемах потребляемого голубого топлива, наиболее высокое превышение установленных Кабинетом министров лимитов для потребления фиксировалось в Черкасской и Ровенской областях. Именно в них расположены «Азоты» Фирташа (газ является основным сырьем в синтезе аммиака, который, в свою очередь, используется в производстве азотных удобрений). Для примера, в апреле на Ровенщине лимиты превышались на 236% (потреблено 70,5 млн кубических метров при запланированных 21 млн. кубометров). Даже в данное время на пике разворачивающегося противостояния НАК «Нафтогаз Украины» с Дмитрием Фирташем, возглавляющим НАК, Андреем Коболевым выражено согласие на поставки сырья заводам группы по имени Ostchem по предоплате, несмотря на проблему неурегулированной задолженности.
Основная причина лояльного в сущности правительственного отношения к химактивам олигарха очевидна. Главным фактором, заставляющим Нафтогаз делать ряд уступок Фирташу, является наличие трудоустроенных им нескольких тысяч работников его предприятий. В случае прекращения им выплаты заработной платы возможно обострение социальной и политической нестабильности в нашей стране.
Кроме того, Ostchem имеет в собственности четыре из пятерки крупнейших украинских заводов по производству азотного удобрения. Их приостановка в работе угрожает срывом компании посевной. Киевское правительство, на взгляд Михаила Гончара, берется в тиски.
Выступив открыто в газовых войнах Киева и Москвы на стороне последней, Фирташ принял решение идти ва-банк. Восточный сосед пытается разжечь в Украине пожар социального протеста, и при этом, со слов Гончара, прокремлевскими политтехнологами остановка промышленных структур Ostchem будет представлена как давление коррумпированных правительственных институтов на честный украинский бизнес.