Генерал-полковник запаса Владимир Рубан, возглавляющий общественную организацию "Офицерский корпус" и создавший в прошлом году Центр гуманитарной помощи по освобождению заложников и пленных в зоне АТО, заявил, что у украинской стороны есть доказательства применения боевиками пыток. Более детально заявление Рубана о наличии доказательств пыток, применяемых боевиками к украинским пленным, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Владимир Рубан в интервью изданию "Новый регион" заявил, что украинская сторона располагает доказательствами применения боевиками пыток к украинским пленным. Говоря о том, как движется процесс обмена пленными по принципу "всех на всех", прописанному в минских мирных договоренностях, он отметил, что данный вопрос Центр гуманитарной помощи поднимал совсем недавно, а лично он высказывал недоверие по вопросу обмена пленными Виктору Медведчуку – куму Владимира Путина, занимавшему в период президентства Кучмы должность руководителя Администрации президента.
С декабря прошлого года прошло уже достаточно много времени, а данный вопрос по-прежнему остается нерешенным. Представители "Офицерского корпуса" наблюдали разные ситуации, связанные с освобождением пленных, однако сегодня четко видно – работают только лишь сделанные организацией старые наработки. Ничего нового со стороны сторон, подписавших минские договоренности, в этом вопросе так и не было предложено, и особой активности в его решении также не видно.
Рубан объяснил, что недоверие в деле освобождения пленных в равной степени относится как к украинской стороне, так и к представителям самопровозглашенных республик. В настоящее время процесс вошел уже в дипломатическую линию, и началось его затягивание. До того, как началась эта игра в дипломатию, "Офицерский корпус" решал данный вопрос очень быстро, и сам процесс был отлажен до такой степени, что пленных могли обменять украинские командиры даже без личного присутствия представителей "Офицерского корпуса" – процесс обмена происходил под гарантии организации.
Каждый день, проведенный в плену, – это ведь и сломанная психика пленных, и лишнее содержание пленных – как на той стороне, так и в Украине. В настоящее время процесс обмена уже возведен в статус позиционных переговоров, в ходе которых уже начали раздаваться заявления о недопустимости обмена, причем раздаваться с обеих сторон. Рубан подчеркнул, что переговорщики уже просто заигрались в игру, на кону в которой стоят чужие судьбы.
Непосредственно на войне к власти приходят военные - как с одной, так и с другой стороны – Рубан.
Рассказывая о том, какие изменения для пленных могло принести перемирие, скажем, не уменьшилось ли количество применения пыток, Владимир Рубан объяснил, что в настоящее время в пытках уже нет особого смысла, поскольку у воюющих сторон уже нет того задора. Непосредственно на войне к власти приходят военные, причем приходят как с одной, так и с другой стороны – данный процесс является, по его мнению, неизбежным в столь длительном противостоянии.
Успевшие навоеваться добровольцы уже разбежались по домам. Многие, конечно, никуда не ушли, и продолжают воевать и дальше, однако воюют они уже через кадровых военных, через которых организовывается сейчас все, в том числе, и взятие пленных. Кроме того, устанавливаются и полноценные правила. Также фиксируются появление с российской стороны диверсионных групп, состоящих из профессиональных военных, осуществляющие разведывательные рейды, как по тылам, так и по передовым позициям.
Вместе с российскими военными на украинскую землю пришли также и чеченские формирования, которые, по словам очевидцев, стали воплощением особой жестокости и озлобленности. Рубан согласен с такой точкой зрения. По его словам, на Донбассе воевали и так называемые "кадыровцы", и различные криминальные элементы с Кавказа, и бойцы АТО больше всего не хотели попасть в плен именно к ним, точно также как и боевики не хотели попасть в плен к бойцам "Правого сектора".
Рубан отметил, что лично он не присутствовал при казнях, когда отрезались руки или головы, однако видел и людей без рук, и трупы, лишенные головы. По словам главы "Офицерского корпуса", унижения, издевательства и казни пленных с излишней, не нужной жесткостью, имели место, особенно в 2014 году. В настоящее время чеченцы отозваны с украинской территории обратно, однако всем ведь прекрасно известно, что они воевали на стороне как сепаратистов, так и Украины – с украинской стороны, в частности, воевал батальон имени Джохара Дудаева, тогда как по ту сторону фронта им противостояли "кадыровцы".
Размышляя относительно того, чем обусловлена подобная жестокость: ментальностью привыкшей к войне нации или установками, полученными от лидеров, Рубан, отметил, что умирать, конечно же, лучше от пули, а не от руки головореза. По его словам, есть уже подтвержденная информация об издевательствах над украинцами со стороны чеченцев, грузин, со стороны представителей других кавказских национальностей. Там многое было – и отрезанные у пленных уши, и обращение к пленнику с вопросом о том, что ему лучше отрезать: уши, или, может, кое-что похуже. При этом Рубан добавил, что пока еще не было найдено ни одного официального подтверждения версии, что кавказцы отправляют некоторых из пленных к себе в страну, используя их там в качестве рабов.