Произошедший на нефтебазе БРСМ-Нафты еще не удалось потушить, и каковыми станут последствия данного чрезвычайного происшествия – не известно. Как пишет издание «Деловая столица», от представительства компании уже звучат заявления о том, что виновными в инциденте являются неизвестные конкуренты. В Министерстве внутренних дел деликатно называют свои версии ЧП, ну а ГосЧС просто ведет борьбу за спасение леса и окрестных сел, предпочитая оставить «на потом» выяснение причин.
В целом, никто не отрицает факт того, что произошедшая ситуация может стать трагической. Теперь у властей Украины есть возможность продемонстрировать, что больше никто не защищает интересы бывшего президента Януковича. А все потому, что БРСМ-Нафту все время было принято, и сейчас есть такая традиция, связывать с беглым экс-министром энергетики Эдуардом Ставицким. Это у него дома золото килограммами хранилось, и это он при бегстве даже не удосужился его забрать с собой. Однако после его бегства сеть БРСМ-Нафта не только не стала беднее, но и начала активно развиваться. Среди последних достижений - сеть купила две АЗС, собственниками которой является Михаил Поплавский. Проехавшись по стране можно воочию убедиться, что сеть активно строит новую инфраструктуру на своих станциях. В финансовой стороне тоже нет проблем: пока остальные нефтетрейдеры заявляли о падении рентабельности бизнеса, за минувший год выручка БРСМ выросла в два раза, превысив показатель в 260 миллионов гривен, а чистая прибыль достигла 5,5 миллиона гривен, тогда как годом ранее она получила более 8 миллионов гривен убытков.
Этот факт у многих, мягко говоря, стало причиной для недоумения. Здесь все дело не в том, что Ставицкий является одиозной личностью, а и в том, как обстоят дела в настоящее время. БРСМ-Нафта ухитряется продавать нефтяные продукты дешевле, чем у конкурентов. Представители экспертного сообщества могли объяснить этот факт только одним - контрабандой. Уже есть версия, что ситуация на Васильковском районе Киевской области могла бы сложиться немного по другому, не такому печальному сценарию, если бы представители компании смогли конкретно сказать, сколько нефтепродуктов хранится на нефтебазе. Как оказалось, такой информацией они не владеют. Бытует мнение, что в действительности все они прекрасно знают, но только если подозрения в контрабанде окажутся правдивыми, то несовпадение между официальными данными и реальным наличием топлива может быть в разы. И поэтому они предпочитают молчать. И при удобном случае об этом тоже надо будет вспомнить.
Такой «случай» должен наступить чем быстрее, тем лучше. Это при условии, что власти на самом деле заинтересованы в наказании собственников за смерти и увечья людей. Кроме того, можно, в конце концов, показать, что в этот раз «старая» команда просто так не сможет избежать наказания. Итогом расследования должно стать не только установление имен виновных, но и введение санкций по отношению компании.
Нет никакого смысла утверждать, что это был поджог или теракт. Даже если так, то компания просто обязана нести ответственность за безопасность на своем объекте. Тем более, что в БРСМ говорят о нескольких попытках нанесения вреда их имуществу. Компания должна усилить охрану в опасных точках, а не сотрудники МВД должны ходить по периметру. В ГосЧС заявляют, что уже не один раз им приходилось отмечать факты несоответствия объектов нормам пожарной безопасности. В целом, это не так уже и далеко от правды, поскольку на многое можно не обращать внимание, когда владельцем является министр энергетики.
Кого нужно наказать за произошедшее.
Наказать за недавнее ЧП нужно не «инженера по технике безопасности» или «сотрудника охранной фирмы». Ответственность за такое обязана понести сама компания - миллионные штрафы от экологов, от ГСЧС, от промышленного надзора... можно еще и от налоговой (как так, не знают сколько нефтепродуктов на базе) и от таможенников (продуктов сгорело действительно больше, чем по документам), а можно еще и от частных лиц, которые пострадали при пожаре (при поддержке государства, конечно). Кроме того, МВД должно все же довести до логического конца расследование в отношении менеджеров БРСМ. Все это должно вылиться компании в миллиарды.
В таком случае, государство покажет, что способно защитить своих граждан. С другой стороны, оно, наконец, покончит хотя бы с одним наследием режима Януковича.
Сама компания БРСМ-Нафта активно отрицается участие Ставицкого в капитале. И даже на официальном уровне заправки продали то ли голландскому фонду, то ли офшорам на Бейлизе. С трудом, конечно, верится, что это не формальная продажа. Но даже если не формальная, и Ставицкий теперь тут ни при чем, то это даже лучше. В таком случае новый собственник «заплатит» за покупку сомнительной компании - ведь вряд ли ему не было известно, что покупал активы беглого министра. И если плату внесет один собственник, остальные инвесторы не один раз подумают, нужно ли покупать активы беглых украинских чиновников, если цена будет привлекательной. А это означает, что у Украины появится шанс вернуть украденное до того, как оно будет десяток раз перепродано.