Украинка надежда Савченко, которую в России пытаются обвинить в смертях российских журналистов, погибших во время боев в Луганской области, сейчас знакомится с материалами своего дела. Расследование завершено и предстоит суд, однако его дата еще не установлена. Все это время Надежда продолжает находиться в московском СИЗО в ожидании своей участи. О ее нынешней жизни и материалах уголовного дела она рассказала «Открытой России», передает издание «Биржевой лидер».
Спустя месяц после завершения очередной голодовки Савченко выглядит значительно лучше. У нее боевой настрой и горящий взгляд. В свободное от ознакомления с документами по своему делу время, кроме прочего, она вырезает оригами на тему сказки о Буратино. Уже готовы несколько героев. Всех их она планирует передать российским волонтерам, которые берут ребенка с ДЦП из детского дома, однако надежда не знает, получится ли весь этот театр передать ребенку. По словам заключенной, ей приходит очень много писем, в мае на день рождения она получила их около сотни, теперь их накопилось уже четыре коробки.
Согласно процедуре, Надежда каждый день кроме выходных доставляется в следственный кабинет, где в присутствии следователя знакомится со своим делом. Дело содержит обвинение в пособничестве в убийстве двух российских журналистов, а также в незаконном пересечении российской границы. Всего ей предстоит ознакомиться с 38 томами из которых она уже прочла 27. Мама украинки недоумевает, какой смысл тратить время на все это чтение, когда там на каждой странице нужно написать: «Брехня!». Надежда согласна, но она должна со всем ознакомиться, хоть там изучать особо нечего. Одних только назначений следователей накопилось на четыре тома. Новым являются для нее протоколы допросов свидетелей и там нет показаний тех, кто ее брал в плен, нет и показаний тех, кто, якобы, снимал ее с вышки, откуда, согласно заявлению следствия, она вела наблюдение за российскими журналистами. Зато есть «бредовые показания свидетеля-священника», который сказал, будто украинка собиралась «сдать пленных на органы», есть также показания тех, кто видел ее в плену.
Общий вывод, какой сделала Савченко после прочтения, это то, что следствие не собиралось разобраться в произошедшем, а просто хочет ее осудить. Специалисты, которые должны были определить в ходе экспертизы, от какого снаряда погибли журналисты, это сделать так и не смогли. Эти эксперты дали только три варианта на выбор, потому что на экспертизу были доставлены три вида осколков: собранные и принесенные в пластиковом ведре, извлеченные из тел убитых, и еще те, что исчезли, их просто уничтожили при проведении экспертизы. Есть в деле эпизод о так называемом незаконном пересечении границы. По словам Савченко, когда ее привезли в Воронеж и поселили в гостинице там же проходили ее допросы как свидетеля, и следователь сказал, что нужно написать заявление в ФМС с просьбой выдать справку о личности. Такое заявление было написано, а в деле есть показания сотрудника ФМС, который утверждает, что она лично к нему подходила за этой справкой или за документами. Но она никуда не могла приходить, поскольку насильно была перевезена на российскую территорию и находилась в гостинице Воронежа под охраной и никак не могла оттуда выйти. При прочтении материалов, по словам Савченко, можно прийти к очевидному выводу – дело сфабрикованное.
Еще неделя осталась для ознакомления с делом и после этого материалы будут переданы в прокуратуру, где будет утверждено обвинительное заключение. На это согласно закону у прокуратуры есть месяц. Дальше дело должно быть передано в суд, однако если прокуратура будет тянуть, и суд будет долго назначать дату заседания, то процесс затянется. Вот и адвокат Надежды считает, что заседание состоится в августе. Сама она не понимает, зачем тянуть – «если расстреливать, то расстреливать сейчас!» При этом ходят слухи, что суд состоится в Воронеже, на что Надежда считает, что все может быть с таким правосудием и ей в общем «фиолетово, лишь бы поскорей этот долбаный суд».
Согласно недавним изменениям в законодательстве для женщин, обвиняемых в убийстве, не предусмотрено пожизненное лишение свободы и потому судить суд присяжных не может. Существует также версия, все, что касается замены суда присяжных на суд шеффенов и народных заседателей, связано с делом Савченко, поскольку власти не хотят над ней суда присяжных. Сама она на это не стремится составить мнение, поскольку суды в данном случае лишь «потеря времени». «Даже последний дурак», по ее убеждению, не верит в ее виновность. Поэтому, возможно, суд присяжных мог ее оправдать.
Что касается задержанных российских военных из ГРУ, Надежда желает, чтобы у них были хорошие адвокаты. При этом ей интересно, как обстоят дела с другими украинскими заключенными Юрием Солошенко и Олегом Сенцовым. Дело Сенцова уже в прокуратуре, и его готовят к отправке в Ростов-на-Дону, где состоится суд. Солошенко надеется быть обменянным на российских военнопленных. Ему сообщили, что существует список на обмен, где его фамилия расположена следом за Савченко и Сенцовым. По словам Надежды, это список, который она составляла как народный депутат и делегат ПАСЕ, в нем содержатся имена украинских политзаключенных.