Украинский глава Петр Порошенко в своем первом обращении к парламенту об обстановке в государстве представил впечатляюще четкий план реформирования экономического сектора Украины. И хотя реализовать его будет тяжело, именно на такую речь стоило бы решиться главе Российской Федерации Владимиру Путину.
В декабре прошедшего года, когда российский президент выступал с подобным обращением к Государственной думе, ему было почти нечего сказать о секторе экономики, динамику которого, требуемую для выхода из рецессии, убивают чиновники-взяточники и чрезмерный контроль страны. Все, что он предлагал – понизить численность проверок, которые бизнесу приходится испытывать от всевозможных регуляторных органов, а также заморозку сегодняшнего налогового режима на последующие четыре года. В речи, которая в английском переводе была растянута на более чем 8 тысяч знаков, он не рассказал о коррупции и не пояснил, как его друзья-олигархи обогащаются на контрактах страны. Этим заинтересовались корреспонденты раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Выступление украинского президента разнилось с выступлением Путина настолько сильно, что трудно себе представить, что эти два государства когда-то были фактически одной страной. Вспоминая о тетчеризме и рейганомике, украинский лидер признал, что не полностью доволен усилиями правительства Украины по понижению налоговой и регуляторной нагрузки на бизнес – Кабинет министров сократил перечень видов предпринимательской деятельности, для которой необходима лицензия, с 56 до 26 пунктов, а также отозвал обязательную сертификацию для перечня продуктов. «Ощутимого облегчения пока никто не заметил. А конкретные результаты требуются нам, как кислород», - подчеркивает Порошенко.
Как написал в своей статье Леонид Бершидский, российский медийщик, колумнист Bloomberg, украинский лидер пожаловался, что все, к чему ведет антикоррупционная кампания властей – это повышение взяток, так как умножились риски для чиновников. «Имидж страны в глазах рядового гражданина создает налоговый инспектор, таможенник и сотрудник полиции», - говорит он. - Пока они занимаются взятками, население не поверит в честность наших антикоррупционных намерений». Он заявил, что дальнейшие реформы запланированы в полиции и прокуратуре, и проводить их будут люди с опытом реформирования в Грузии после Революции роз 2003 года.
Стоит отметить, что Украина оказалась в столь затруднительном положении, что, кроме радикальных реформ, ей мало что остается. Внутренний валовый продукт только в первом квартале понизился на 17,6 процента (к сравнению, в Российской Федерации он понизился всего на 1,9 процента). Как пошутил в недавнем интервью исполнительный директор «Сбербанка» России Герман Греф, реформы начинаются тогда, когда заканчиваются финансовые средства, так что подождем. Но понижение давления властей, взбучка коррумпированным бюрократам и формирование возможностей для частного бизнеса в Российской Федерации могли бы частично компенсировать влияние «холодной войны» и международной изоляции государства.
Реформы начинаются тогда, когда заканчиваются деньги.
Путин упустил свою возможность. Порошенко, которого подталкивают союзники Запада и кредиторы, старается ухватиться за нее.
Трудно говорить, сможет ли Порошенко в действительности преобразовать свое государство. Бывший корреспондент и народный депутат Украины от БПП Сергей Лещенко недавно написал большую статью про то, как олигархи Украины продолжают контролировать экономический сектор государства. Бизнесмены до сих пор жалуются на коррупцию, в том числе и в высших эшелонах правительства. И некие из методов, которые предлагает президент Украины – к примеру, избитая идея точечных антикоррупционных операций – просто популистские заявления.
Но Украина хотя бы продвигается в нужном направлении. Путин, чье государство находится в не столь тяжелом положении и не страдает от анархии, мог бы добиться значительно большего при меньших усилиях, но он очень занят своими обидами и территориальными амбициями.
Если Украина будет способна вырваться из глубочайшего кризиса в своей истории и превратится в функционирующую демократическую страну с либеральной экономической моделью, это нанесет куда больший ущерб поддержке Путина, чем любое давление со стороны государств Запада.
Террористы в восточных областях Украины на протяжении последнего времени вели себя на удивление тихо, но на прошедшей неделе они выступили с корректировками к Конституции Украины в отношении статуса контролируемых ими территорий. Правки фактически не отличаются от февральского текста Минских договоренностей, но их настоящая роль – быть отвергнутыми правительством Украины, что превратит Донбасс в зону перманентного замороженного конфликта по образцу контролируемых Кремлем регионов Грузии.
Террористы обнародовали свои предложения на сайте «Донецкого новостного агентства», где они зачастую озвучивают свои официальные заявления. Среди предложений – документ, предусматривающий правки к украинской Конституции и еще один, с текстом законопроекта, определяющего, каким образом будут проходить выборы на оккупированных территорий. В обоих чувствуется рука Москвы; они написаны с юридическим изяществом и хитростью, которых грубые и простоватые боевики никогда не проявляли.