Перечень преобразований, который был подготовлен руководителем здравоохранительного ведомства Украины Александром Квиташвили, по неизвестной причине оставил совершенно без внимания такую социально значимую отрасль медицины, как скорая медицинская помощь, и, кроме того, была забыта и медицина катастроф. Такую информацию обнародовало издание «Зеркало Недели» в материале, подготовленном Ольгой Скрипник.
Как так могло случиться, что о такой важной реформе начисто забыли? Как известно, во время презентации министерских планов реформирования ни единым словом не было упомянуто о преобразованиях в области неотложной медицины.
Как все это можно вообще называть реформированием, спрашивает автор, если система будет меняться точечно. Когда в представленной главой министерства здравоохранения программе, которую активно обсуждали во время совещания в «Национальном совете реформ», не сказано ничего о нормативно-правовом акте, посвященном регулированию деятельности в вопросах оказания неотложной медпомощи, а всего лишь между делом и вскользь упоминается о такой помощи без разъяснений, отмечает глава Общественного совета при здравоохранительном министерстве, медик, много лет проработавший в службе экстренной медпомощи Максим Ионов. По мнению этого специалиста реформаторские планы и реальность, сложившаяся в медицинской сфере также далеки, как далек и сам нынешний глава этого ведомства и его единомышленники от реальной, практической медицинской науки.
По мнению автора, руководящие работники Министерства охраны здоровья совершенно забыли, а возможно просто намеренно игнорируют и сферу медицины, посвященную катастрофам, и ту, которая занимается экстренными случаями предоставления помощи и совершенно не проявляют интереса к существующим проблемам на этом поприще.
Автор отмечает, что старая и прекрасно всем знакомая «Скорая помощь», незадолго перед этим отметившая свой вековой юбилей, прекратила свое существование, передав все имущество, кадры и прочие активы свежеорганизованным службам, которые, в соответствии с принятым нормативно правовым документом, приступили к выполнению своих функций с начала минувшего года. Упомянутые службы заместили не только старую «Скорую помощь» взяв на вооружение ее опыт и традиции, но вместе с тем получив в наследство и ее множество проблем и недостатков, возникших в результате системного остаточного финансирования, делится своими мыслями автор.
Закон есть, но он не действует.
Автор позволяет себе напомнить о том, что закон регламентирующий предоставление неотложной помощи, предполагающий коренные преобразования в деятельности служб ЭМП и предусматривающий множество позитивных перемен, как в нелегком труде медицинского персонала, так и увеличивающий права больных, был подписан еще при прошлой, преступной власти, однако до настоящего времени так и не выполняется.
Как ни прискорбно, служба ЭМП продолжает работать по прежней схеме - пациента доставляют в профильное лечебное отделение, которое в этот день считается дежурным. Часто получается, что бригада неотложной помощи вынуждена возить больного по всем лечебницам до той поры пока в какой-нибудь из них не будет обнаружено свободное место. В то же время в ситуации, которая сложилась в украинской столице больницы могут размещаться в совершенно различных районах города. А в случае если врачи не могут сразу определить диагноз, то не исключено что пациента повезут еще в несколько других больниц, для последующей госпитализации, как отмечает Максим Ионов.
Согласно имеющимся оперативным данным, столичная служба экстренной медицинской помощи и медицины катастроф каждый день выезжает в среднем на 2 тысячи вызовов. Наиболее часто в настоящее время, указывает автор, ссылаясь на слова медицинских работников, вызывают к людям у которых происходят резкие обострения болезней, связанных с сердечнососудистой системой, что стало гораздо заметней после того, как в очередной раз повысились коммунальные платежи. Кроме того, это происходит в связи со значительным сокращением заработных плат, ведением фискального сбора на пенсии для тех лиц пенсионного возраста кто еще работает. Большинство граждан уже на протяжении года пребывают в постоянном стрессе.
Врачи со своей стороны отмечают, что, как правило, вопрос спасения таких пациентов напрямую зависит от фактора времени. В целом в таких случаях помощь необходимо оказать на протяжении последующих нескольких часов. В цивилизованных странах Европы помогать таким пациентам начинают еще в процессе доставки в лечебное заведение, что существенно повышает шансы больного на выживание.
Впрочем, такой уровень доступен и на украинской земле. Однако такими услугами могут воспользоваться исключительно богатые граждане. А вот в сельской местности прибытие скорой помощи практически маловероятно, отмечает автор.
Как указывает Скрипник, авария в Васильковском районе показала все минусы, а в здравоохранительном ведомстве сделали вид что не заметили возникших в местном лечебном заведении проблем. Поэтому именно туда спецмашины привозили пострадавших людей.
Автор возмущается тем, что людей пострадавших во время возгорания нефтяной базы доставляли в Васильковскую райбольницу. По ее мнению совершенно не понятно, с какой целью это делалось. Потому что в результате этого было потеряно немало времени. Так как это заведение не имело ни спецоборудования ни профильных специалистов.