Американский инструктор Мэтью Карпентер, который с середины апреля обучает бойцов Национальной гвардии Украины на Яворовском полигоне (Львовская область), поделился с изданием "Фокус" своими впечатлениями от уровня подготовки его подопечных, степени их обучаемости и качества оружия и боевой техники, состоящих на вооружении Нацгвардии.
Капитан 173-й десантной бригады армии США весьма словоохотлив, улыбчив и общителен. Одним словом, абсолютно не похож на мрачных инструкторов армии США, как их представляют в кино.
"Обучение украинских гвардейцев начали с отработки базовых задач, - рассказывает М. Карпентер, - обращение с личным оружием и различным вооружением, правильное вождение бронетранспортеров и другой боевой техники". Потом последовали курсы стрельбы, оказания первой медицинской помощи, работа с оптическими приборами. Сейчас гвардейцы уже группами проходят обучение, отрабатывая элементы боевого слаживания. Занятия проходят в условиях, максимально приближенных к реальным, включая преодоление сухопутных препятствий и водоемов.
Отдельным элементом обучения является подготовка младших командиров – комвзводов по украинской терминологии. В современной армии нужно не только выполнять приказы офицеров, но и самим проявлять разумную инициативу. Причем это относится не только к командирам взводов и отделений, но и рядовым солдатам. Боец не должен ждать, пока командир объяснит ему, как действовать, а должен уметь при необходимости принимать самостоятельные решения. В американской армии считается нормальным явлением, когда солдаты предлагают командиру свои варианты решения проблемы. Современный солдат не должен быть пассивным инструментом, пушечным мясом.
М. Карпентер отметил, что обучает исключительно бойцов Нацгвардии, хотя военнослужащие украинской армии проходят обучение по соседству и часто наблюдают за занятиями, которые проводят американские инструкторы. И американцы интересуются, как обучают украинских солдат. Оказывается, у них много общего: начинают с базовых навыков, потом переходят к командирским и уже потом отрабатывают выполнение заданий на уровне роты.
Кстати, инструктор не заметил особых отличий украинской Нацгвардии от американской. По крайней мере, ментальность и стиль управления одинаковые. Сам Мэтью никогда не служил в нацгвардии, но часто выполнял вместе с ее бойцами различные задания, поэтому знает, что они из себя представляют. Как и в Украине, в США много бывших правоохранителей и спасателей в рядах нацгвардии.
О бюрократии и финансах.
М. Карпентер считает, что бюрократии в украинской армии не больше, чем в американской. В Штатах, чтобы провести ремонт вооружения или техники, нужно подготовить кучу бумаг. "В Нацгвардии Украины тоже достаточно бумажной работы, но это необходимая часть службы", - считает опытный инструктор.
Журналисты не могли не спросить о финансовой стороне службы. Сколько получают нацгвардейцы в Америке, М. Карпентер не знает, но по сравнению с американской армией украинцы получают намного меньше. Так, рядовой армии США получает около 2,5 тысячи долларов в месяц. И это не считая бесплатной медицинской страховки и других льгот и бонусов.
Украинцы обладают реальным боевым опытом.
М. Карпентер признался, что когда ехал в Украину, думал, что будет обучать зеленых новичков. А перед ним предстали солдаты, прошедшие войну в зоне АТО. Оказалось, что сами американские инструкторы могут многому научиться у украинских бойцов.
Сам М. Карпентер больше всего работал со спецподразделением МВД "Ягуар". Среди его подопечных 90 процентов уже прошли зону АТО. Поэтому обмен опытом шел по полной программе. Например, мы по-разному используем военную технику. Американцы предпочитают держать ее на дальней дистанции, используя как огневую поддержку. Украинцы действуют по-другому – максимально сближаются с противником на боевой технике, используя ее броню и огневую мощь. "У каждой тактики есть свои плюсы, - считает американский инструктор, - и обе имеют право на существование в зависимости от ситуации на поле боя".
Украинская техника не хуже американской.
Довольно высокого мнения американский инструктор и о боевой технике, состоящей на вооружении украинской Нацгвардии. В Яворове они использовали еще советский бронетранспортер БТР-70, но он уже видел и новый украинский БТР-4. "Эти машины мало чем отличаются от американских, - считает М. Карпентер, - разве что чаще выходят из строя". То, что зачастую техника старше солдат, которые на ней воюют, не является определяющим фактором – лишь бы была функциональной в бою. "Да, - признает капитан, - американская техника нашпигована электроникой, которая, например, позволяет быстрее наводить оружие на цель, но сама по себе техника не является ключом к победе". М. Карпентер уверен, что даже устаревшее оружие в руках опытного солдата намного опаснее, чем современное оружие, которым управляет неумеха. Главное – правильно использовать возможности имеющихся оружия и боевой техники на поле боя.
Чувствую, что еще вернусь в Украину.
Через неделю ротация, и капитан Мэтью Карпентер улетит домой. Но, как признается он, что-то ему подсказывает, что он еще вернется сюда.
Ему очень понравились Западная Украина и Львов. Все прекрасно – великолепный климат, дружелюбные и открытые люди. Так что – до новых встреч, капитан Мэтью Карпентер!