Чего пытается добиться украинское правительства, проводя свою экономическую политику? Есть ли она вообще, и имеет ли шансы быть эффективной именно для Украины? Над этими вопросами рассуждает для проекта «Новое время» академик НАН Украины Б. Данилишин, передает издание «Биржевой лидер».
Украинский Кабинет министров официально не представлял собственный экономический план, поэтому можно предположить, что в текстовом виде он и не существует. Однако автор делает заключение, основываясь на выступлениях членов правительства, что упор Кабмина в реформе экономики будет сделан в основном «на трех китов» - дерегуляции, борьбе с коррупцией в системе госвласти и строительстве инфраструктуры.
Дерегуляция.
Такую идею следует относить к неоклассической школе экономики. К отличительным чертам которой, относятся хозяйственные субъекты, свободные в своей деятельности от государственного принуждения и регулирования, работающие в рыночных условиях, стремясь к самой высокой эффективности. Однако подобная теория уже не соответствует наиболее современным взглядам, для промпроизводства большое, если не решающее значение, имеют технологии, они способствовали революционным изменениям в промышленности, именно им должны быть благодарны американские сланцевые нефте- и газодобытчики. Уже в прошлом веке чистого капитализма не было практически нигде, так или иначе в развитых странах элементы регулирования присутствовали. Попытка реализовать свободный капитализм в начале 90-х годов привела к тому, что в независимой Украине разрушилось промпроизводство, те негативные последствия ощущаются до сих пор, поскольку структура национальной экономики была примитивизирована и возник паразитирующий класс олигархов.
Следует учитывать психологическое советское наследие и поэтому дерегуляция не должна быть всецелой - малый и средний бизнес должны получить полную экономическую свободу, дерегуляция должна коснуться крупного промпроизводства, особенно того, что остался еще с советских времен, для него должен действовать переходной период. Нужны точечные, кейнсианские методы управления с использованием мирового опыта и с учетом соблюдений только государственных интересов, а не интересы каких-либо олигархов.
Борьба с коррупцией.
Популярность темы борьбы с коррупцией никогда не спадала, как видно из широко обсуждаемой проблемы в ФИФА, коррупция очень даже соответствует западному образу жизни. Однако, как считает Данилишин, можно посмотреть на коррупцию с другой стороны. Коррупция о чем говорит? О том, что существует экономическая свобода. Где коррупция отсутствует? В Северной Корее, нацистской Германии, фашистской Италии, в сталинском Советском Союзе. Вряд ли многих устроят такие режимы, потому что полностью искоренить коррупцию можно только репрессивными методами. Однако сомнительно, что в народе будут одобрены расстрелы в рамках операции по борьбе с коррупцией. На волне борьбы с коррупцией приходили к власти в Венесуэле Уго Чавес и в Венгрии Виктор Орбан. Ни там, ни там люди после этого не стали жить лучше. Поэтому скорее следует говорить о том, что коррупция может сосуществовать с развитой экономикой, как, например, в северной Италии - очень серьезно развитом регионе.
Конечно, борьба с коррупцией должна проводиться, но при этом она не должна становиться основной задачей реформ. Главной задачей украинских реформ, как считает автор, должна стать реиндустриализация страны согласно установкам третьей промышленной революции. Необходимо создать современный технологический университет, современный технологический парк, венчурную систему финансирующую инновационные технологические стартапы. От решения таких задач сейчас зависит выживание Украины в нынешнюю технологическую эпоху. Однако об этом мало говорят, значительно реже, чем о борьбе с коррупцией. Хотя коррупцией, как рутинной задачей, должны заниматься правоохранительные органы, а государство должно лишь их стимулировать, чтобы им было выгодно проводить такую борьбу.
Инфраструктурные проекты.
Новая инфраструктура на первоначальном этапе будет способствовать экономическому росту, тем более, что за времена независимости она практически не изменялась. Однако для действительно развитого государства важно создавать современные и востребованные в мире товары, иначе с развитой инфраструктурой можно остаться только сырьевым придатком. Израилю не мешает быть невпечатлительным с точки зрения инфраструктурных объектов в сравнении, например, с Эмиратами, но при этом Израиль держит 10 процентов капитализации технологической биржи NASDAQ, что не под силу даже всей Западной Европе.
В погоне за обновлением инфраструктуры можно прийти к печальным примерам невостребованных объектов как это есть в Китае или тех же Дубаях. Поэтому правительству не следует слепо копировать тот опыт, который кому-то принес успех. Есть национальные особенности, в связи с этим следует шире привлекать специалистов разных профилей, перед тем как принимать решения, ошибки которых могут потом дорого стоить. Важные экономические вопросы требуют серьезного обсуждения и вынесения решений, и только в некоторых случаях что-то можно отдавать на откуп рынку.