В зоне внимания руководителя Главного следственного управления СБУ В. Вовка находится большое количество дел, которые ведет Служба безопасности. Принимая во внимание тот факт, что далеко не всякой информацией он может поделиться, тем не менее он многое рассказал корреспонденту «ЛІГАБізнесІнформ», передает издание «Биржевой лидер».
Вовк хорошо знаком с темой обмена пленных в зоне АТО, так как неоднократно участвовал лично в таких операциях. Согласно его информации, в заложниках у террористов остается 257 человек. За время конфликта удалось освободить 2735 человек. Таковы данные Центра оказания помощи гражданам в освобождении незаконно удерживаемых лиц. Что касается тех лиц, что в качестве задержанных попадают в СБУ, то, как поясняет Вовк, следует внимательно изучать личность каждого из них. Потому что поначалу многие из них представляются как лица, причастные к тем или иным силовым структурам, и в том числе российским спецслужбам, однако только следствие может установить истинные данные о личности задержанных. Это объясняется тем, что большинство из прибывающих воевать в Украину из России приезжают без документов, и приходится проверять самым тщательным образом их причастность к силовикам. То же касается военных, они не берут с собой военные билеты и жетоны с шеи снимают. Тем более, если речь идет о представителях ГРУ или ФСБ.
Журналист ВВС недавно, как вспоминает Вовк, расспрашивал в отношении россиян Ерофеева и Александрова, какие могут быть доказательства, что они представляют ГРУ и служили в момент задержания. Ответ на этот вопрос очевиден – все это правда, однако журналистам приходится задавать такие вопросы. Если быть точным, как поясняет Вовк, то никто из задержанных участников боевых действий не может считаться пленным. Все они подпадают под действие закона Украины и являются преступниками согласно статьи 258-3 УК. Они считаются пособниками террористов, причем даже те, кто строит или готовит еду, не говоря о тех, кто помогает материально и участвует в боевых действиях. Материалов о всех участниках со стороны террористов и в том числе россиян накопилось в СБУ не на один том. Задержанные недавно Ерофеев и Александров сотрудничают со следствием и дают показания, они по-прежнему подтверждают, что являются российскими военнослужащими. Только им непонятно, почему они считаются преступниками и террористами, однако все просто – войны между странами официально нет, и Украина не причем, что их подставили свои же командиры.
Всего в Украине задержано 54 российских военных, все они это сами признают. Их привлекли к уголовной ответственности. Но следует понимать, что большинству объявили подозрения, в том числе и Гиркину, и Козицыну, и прочим российским гражданам России, но заочно. Под стражей же сейчас находится 8 человек, по ним СБУ ведет следствие, еще по 5 преступникам дела переданы в суд. Шестеро осуждены и получили сроки от 7 до 13 лет лишения свободы. Также существует уголовное производство в отношении министра обороны РФ Шойгу и главы российской пограничной службы. Эти производства находятся в ведении МВД. Эти дела, а также те, что заводятся по фактам обстрелов в зоне АТО, фиксируются как факты криминальной истории. После обстрелов остаются убитые и раненые, найти виновных сейчас кажется невозможным. Однако впоследствии это может получиться, пусть даже в одном случае из ста зафиксированных, хотя сам Вовк полагает, что в свое время и более половины этих дел будут раскрыты.
Что касается тех украинцев, что находятся в так называемом плену у террористов или на российской территории, то Вовк настаивает, прежде всего, что пленными их называть нельзя, они незаконно похищенные и удерживаемые, либо лишенные свободы украинские граждане. И об обмене в данном случае говорить некорректно, поскольку украинские граждане – заложники. Обмен подразумевает бартерную операцию, а в случае с украинцами следует говорить об операции по освобождению заложников. О задержанных террористах следует говорить, что в ходе таких операций им изменяют меру пресечения, для того чтобы были освобождены заложники. При этом террористам не возвращают тех, в отношении кого есть доказательства «крови на их руках».
СБУ ведет расследование по факту так называемых «шахтерских майданов». Это расследование ведется в отношении менеджеров крупной частной компании, ведущей свою деятельность в угледобывающей и энергетической отрасли. Проводятся допросы возможных организаторов, изучается попавший в прессу план «Крепость», изучается документация компании. Вместе с тем, задача требует кропотливой работы, поэтому о скорых результатах говорить не приходится, но и идти в разрез с законами тоже нельзя.
Глава СБУ пообещал найти пропавшего нардепа Клюева. Уголовное производство в его отношении ведет Генпрокуратура. Виновным же в его исчезновении, по сути, явился парламент. ГПУ обратилась в Верховную Раду с ходатайством, рассчитывая получить ее согласие на привлечение депутата к уголовной ответственности. Однако парламент ограничился лишь тем, что снял депутатскую неприкосновенность - разрешения на арест депутаты не дали. Если говорить со стороны закона, было получено разрешение, которое позволяло следователям вручить уведомление о подозрении и не более. Ни милиция, ни СБУ даже в случае наличия информации о месте нахождения Клюева арестовать его не могли. Получается, что Рада не дав разрешения на арест, тем самым позволила Клюеву сбежать, что он и сделал. Теперь он уже находится в розыске. Формально им занимается СБУ, но фактически это задача для МВД.