Этой зимой украинцы снова вспомнили бурные 90-е. Почти во всех областях страны происходили отключения электроэнергии. Произошло это из-за того, что запасов угля, необходимых для работы тепловых электростанций в холодное время года, оказалось недостаточно. Одним из основных препятствий для стабильной работы энергосистемы стали военные действия в Донбассе. Часть шахт, добывающих уголь для украинских ТЭС, оказалась в зоне конфликта. Топливо с других шахт было проблематично вывезти из-за разрушения железных дорог.
Некоторое время власть возлагала надежды на уголь из Южной Африки, США и даже Австралии. Однако коррупционный скандал, разразившийся после оценки контракта на уголь из Южной Африки, привел к прекращению импортных поставок. Также были попытки покупать уголь в РФ, однако его отгрузки тоже были остановлены. Для разрешения ситуации Владимир Демчишин, министр энергетики и угольной промышленности, заговорил о возможности вывоза угля из зоны конфликта при условии перерегистрации предприятий на украинской территории и строгого контроля за денежными потоками. Согласно порядку перемещения грузов, утвержденному Службой безопасности, разрешение на поставку угля выдает координационный центр при штабе АТО в Краматорске только при согласовании с Минэнерго.
Для прохождения следующего отопительного сезона, который начнется ориентировочно в октябре месяце, необходимо 4 миллиона тонн антрацита, на импорт которого Кабмин дополнительно должен выделить миллиарды гривен. У кого Украина будет закупать уголь, а также какие изменения ожидают шахты, которые остались на украинской территории, журналисты издания «Главком» узнавали у Владимира Демчишина. Согласно словам министра, в Донбассе осталось 35 подконтрольных государству шахт. «Идеей может быть ориентация на экономически целесообразные и перспективные шахты, которые с точки зрения оборудования, внешней и внутренней инфраструктуры имеют возможность быть экономически безубыточными. Те же шахты, которые даже при дополнительных инвестициях не могут быть реабилитированы, надо закрывать. Сегодня у нас есть 35 государственных шахт. К 11 из них есть претензии. То есть необходимо решить технологические вопросы, чтобы эти шахты развивать в дальнейшем. Среди них есть шахты, которые имеют достаточно большие запасы угля, однако себестоимость у них больше 5 тысяч гривен за тонну. И даже разумные вливания для модернизации оборудования не дают возможности в течение последующих лет выйти на безубыточность», - отметил министр.
Отрасль нуждается в поддержке.
Согласно словам Владимира Демчишина, чтобы довести шахты до состояния безубыточности, необходимо порядка 1,1 миллиарда гривен. «Для некоторых шахтах это ремонт оборудования, для некоторых - поиск новых горизонтов, где будет вестись добыча. Бесперспективные шахты мы ставим на приватизацию. Я допускаю, что они могут быть экономически выгодными, поэтому, надеюсь, появятся инвесторы, которые будут заинтересованы. Конечно, это не будет продажа без подготовки. Будут сформированы инвестиционные условия, на которые инвестор должен согласиться. Мы работаем над этим вопросом совместно с Фондом государственного имущества. Думаю, в течение текущего месяца мы передадим документы туда и в ближайшее время будем проводить маркетинг. Интерес есть», - отмечает Демчишин.
Следует отметить, что была разработана программа развития отрасли. Однако, по словам министра энергетики, правительство пока еще не поддержало эту программу. «Главным пунктом критики был объем необходимых инвестиций. Суммарно мы говорили о 3,8 миллиарда гривен, которые нужны на развитие угольной промышленности. Конечно, в нынешних условиях Минфин все направляет на оборону, однако я знаю, что в правительстве понимают важность и угольной промышленности. Этот вопрос еще раз будет подниматься в ближайшее время. Даже в Коалиционном соглашении задекларирована поддержка угольной промышленности на протяжении следующих 5 лет. Однако я вижу возможность сбалансировать ситуацию на протяжении 2016 года», - отметил Демчишин.
Что касается дефицита угля в Украине на сегодняшний день, то, по словам министра энергетики, «добываемого в Украине, в принципе, достаточно, чтобы обеспечить свою потребность, за исключением антрацитового угля, запасов которого физически не существует на территории, контролируемой Украиной. При этом он подчеркнул, что с точки зрения газового угля «мы полностью самодостаточны». «Часть будет из ЮАР морем. Мы анализируем также варианты поставок из США. Какая-то часть, я так понимаю, все равно будет поставляться из России. Что касается цены, то если сравнивать с тем углем, который поступает из зоны АТО, будет где-то на 25 долларов дороже. Однако с точки зрения безопасности энергосистемы его необходимо завозить, независимо от цены. Вместе с доставкой на электростанции это могло бы стоить в районе 80 долларов. Для сравнения, в прошлом году было 100 долларов», - отметил министр.
Он сообщил, что 23 июня состоится большая встреча с несколькими потенциальными трейдерами. «Трейдеры постоянно приходят и что-то предлагают. Вопрос в средствах. На данный момент не было денег. Программа финансирования есть, и на минувшей неделе не удалось согласовать Постановление о выделении средств. Я надеюсь, что в среду удастся решить вопрос дополнительных средств, а именно речь идет о 2 миллиардах гривен», - сказал Демчишин.