Вчера Министерство финансов после перерыва в три месяца восстановило выпуск валютных облигаций внутреннего долга. Покупателям было предложено годичные валютные ОВГЗ, средневзвешенный уровень доходности которых составил 8,66 процента. Министерству финансов удалось удовлетворить заявки на 140 миллионов американских долларов – из желаемых 160 миллионов долларов США.
Бумаги были в доступе довольно узкому кругу приобретателей – в основном, государственным банковским учреждениям. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Невзирая на присутствующий на сегодняшний день на рынке спрос на аналогичные инструменты, большинство желающих были отсеяны постановлением Национального банка Украины №160, которым установлен запрет банковским учреждениям приобретать валюту в объеме свыше, чем 0,1 процента от регулятивного капитала. По той причине, что первичные дилеры за эти ОВГЗ оплачивают Министерству финансов валюту, а на вторичном рынке они способны реализовать их только за национальную валюту, то первичные дилеры просто отказывали желающим в покупке таких бумаг, ведь получить обратно валюту они бы уже не имели возможности.
«Так как продавец (первичный дилер) обязан выкупить обратно валюту с рынка, а свободно покупать валюту на рынке банкам в позицию не разрешено, то, соответственно, вторичный рынок утихает, не открывшись. По этой причине рядовые клиенты - не банки и не первичные дилеры - фактически избавлены от этого рынка», – рассказывает казначей одного из банков – первичных дилеров на правах анонимности, уточняя, что клиенты обращались в его финансовое учреждение с такой просьбой, но им приходилось отвечать отказом.
Помимо этого, со слов собеседника, некоторые крупные зарубежные банки, которые считаются первичными дилерами, невзирая на наличие достаточной валютной ликвидности, не участвовали в торгах из-за рисковых лимитов на приобретение государственного долга Украины.
Эксперт отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса в разговоре с средствами массовой информации огласил предположение, что покупателями этого размещения, скорее всего, стали государственные банки. «Государственные банки способны принять участие, у них имеется валюта – они ее готовили на всякий случай для погашения евробондов. Его не будет, но зато будет оплата валютных бумаг, которые присутствуют у этих же банков. Соответственно, Министерству финансов как-то требуется это рефинансировать», – объяснил Фурса.
Притом, с его слов, на вторичном рынке фактически не осталось аналогичных инструментов, «а банки, у которых имеются эти бумаги, способны снова приобрести валютные годовые облигации и прекрасно еще год на них «посидеть», так как валютная ликвидность у них присутствует, а девать ее все равно некуда».