Военный конфликт – это не только человеческие жертвы и разрушенные населенные пункты, но еще и выжженная земля, загрязненная обломками металла и различными химическими веществами. В итоге вооруженный конфликт в столь промышленно развитом регионе, как Донбасс может обернуться самой настоящей экологической катастрофой. Более детально о том, насколько вероятен "второй Чернобыль" на Донбассе узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Фокус отмечает, что взрыв, произошедший 16 июня текущего года на территории Донецкого завода химизделий из-за детонации боеприпасов, хранившихся на подземном складе, может привести к утечке с завода радиоактивных отходов. Генерал-майор Андрей Таран, руководитель украинской стороны в Совместном центре по контролю и координации вопросов прекращения огня, сообщил в ходе встречи с представителями СММ ОБСЕ, что между населенным пунктом Пески и угледобывающей шахтой "Октябрьская", в районе Донецкого аэропорта, находится хранилище источников радиоактивного излучения. Недавний мощный взрыв в данном районе, по его словам, мог нарушить целостность данного хранилища. Таран подчеркнул, что данная ситуация вызывает у украинской стороны очень серьезную озабоченность.
Разрывающиеся на территории восточной части страны снаряды не только убивают людей и разрушают населенные пункты, но и отставляют после себя на перерытой земле обломки металла и химические вещества. Постоянными источниками опасности для экологии региона являются постоянно обстреливаемые промышленные предприятия, затопленные угледобывающие шахты и возгорания от взрывов.
Тяжелые металлы, попавшие в организм человека, не выводятся оттуда – Норенко.
Эколог Международной благотворительной организации "Экология. Право. Человек" Екатерина Норенко рассказала в интервью изданию о том, сколько времени понадобится для того, чтобы восстановить природу Донбасса, разрушенную военными действиями. Недавно экологи ездили в зону проведения АТО для того, чтобы провести исследование влияния на окружающую среду ведущихся там боевых действий. Говоря о том, что удалось выяснить в результате этой поездки, Норенко объяснила, что экологи брали пробы грунта и воды из воронок, образовавшихся в районе заповедника "Меловая флора" после взрывов снарядов.
Анализы взятых там проб показали повышенное количество сульфатов в почве, а также наличие в огромном количестве тяжелых металлов: стронция, ванадия, титана. На снимках, которые были сделаны из космоса, четко видно: вся зона проведения АТО буквально усыпана воронками – и сельскохозяйственные угодья, и населенные пункты. Если данные воронки будут просто закопаны, а земля будет использоваться по своему прямому назначению, то находящиеся в почве опасные вещества сперва попадут в выращиваемые на этой земле продукты питания, а затем и в организм людей, употребивших эти продукты питания.
Последствия попадания в человеческий организм тяжелых металлов могут быть самыми тяжелыми – ведь они из организма не выводятся, и просто там постепенно накапливаются. Через определенное время содержание тяжелых металлов в организме человека может подняться до критического уровня, что приведет в итоге к развитию онкологических заболеваний, заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем, а также к развитию заболеваний почек.
Для того чтобы очистить почву от попавших в нее вредных веществ, понадобится несколько лет. Там необходимо посадить определенные растения, которые начнут вытягивать тяжелые металлы из почвы, после чего эти растения необходимо будет собрать и захоронить, соблюдая все необходимые меры безопасности. Вероятность того, что тяжелые металлы будут вымыты в более низкие слои из почвы дождями, по словам эколога, крайне мала.
Анализы взятых в зоне АТО проб воды показали повышенное содержание в ней сульфатов, превышающее норму в два с половиной раза. Попадающие в почву вредные вещества, за исключением тяжелых металлов, со временем могут быть вымыты дождями в грунтовые воды и попасть затем в поверхностные. При этом Норенко отметила связь, существующую между степенью загрязненности воды и частотой обстрелов. Она объяснила, что после интенсивных обстрелов населенного пункта Счастье, там существенно повышался уровень содержания в воде сульфатов. Пробы воды оттуда экологам присылали волонтеры, поскольку сами они не смогли попасть на данную территорию.
Говоря о влиянии вредных выбросов после взрывов снарядов в атмосферу, Норенко отметила, что до тех пор, пока расположенный возле Счастья пункт мониторинга атмосферного воздуха еще не был разрушен, волонтеры еще присылали экологам снятые показания датчиков, и после взрывов там была зафиксирована повышенная концентрация кислотных газов в атмосфере – в частности, диоксида серы и диоксида нитрогена. Эти кислотные газы приводят к сужению дыхательных путей, затрудняют дыхание.
Норенко напомнила о конфликте в Югославии – по итогам проведенной оценки окружающей среды после завершения боевых действий, был сделан вывод о недопустимости использования в сельском хозяйстве 2,5 миллиона гектаров земли, загрязненной в результате взрывов. При этом было установлено, что на восстановление только лишь одного сантиметра гумуса понадобиться от 6 до 7 тысяч лет, а на Донбассе также зафиксированы очень серьезные разрушения почвы.