Выходец из Украины Богдан Гаврилишин смог стать экономистом с мировым именем, соучредителем давосского экономического форума, почетным членом Римского клуба. Уже во времена независимой Украины он консультировал украинских президентов и премьер-министров. Сейчас он бывает в Украине все реже, тем не менее «Форбс-Украина» поговорил с 88-летним экономистом о перспективах развития экономики страны, передает издание «Биржевой лидер».
Есть ли перспективы у украинской экономики стать инновационной и экспортировать технологичную продукцию с высокой добавочной стоимостью? По мнению Гаврилишина, такая возможность существует, поскольку у населения есть очень высокий уровень образования, однако в первую очередь нужно прекратить военные действия, побороть коррупцию, оптимизировать налоговую систему, провести дерегуляцию. Также ранее существовала проблема со знанием иностранных языков, но на сегодня она практически перестала существовать. Что касается продукции, которая могла бы пользоваться спросом, то это программное обеспечение, аппаратура для космических исследований, готовые пищевые продукты. Стоит отметить и качественное авиастроение.
Также возможен переход к инновационной экономике. Такая возможность есть у демократических стран, поскольку инновации тяжело внедрять в тоталитарном государстве, за исключением, возможно, оборонного сектора. Развивая инновационную составляющую, следует создавать в стране больше малых и средних предприятий, а не так как было до этого, когда развивались только гиганты. Люди должны иметь веру в то, что они сами могут что-то сделать. В таких странах как Германия или США, то есть развитых государствах, доля малых и средних предприятий в предоставлении рабочих мест около 80 процентов.
В Украине при президенте Януковиче малый и средний бизнес, начинавший развиваться, был придушен. Нужно стимулировать появление такого бизнеса, выдавая ему кредиты не под 30 процентов, а под 2-3 процента, как получает страна средства от МВФ. Вместе с этим следует сократить количество лицензий и инспекций, снижая тем самым коррупцию. Главное же, необходимо обеспечить право собственности. Инвестор должен иметь возможность использовать заработанное по своему усмотрению и право забрать инвестиции в любой момент. Для этого нужна смена системы государственного управления. Существует эффективная и отработанная модель системы ее нужно внедрить, уволив две трети бюрократов в министерствах.
Является ли проблемой олигархи у власти? Гаврилишин считает, что следует учитывать, что есть разные представители крупного бизнеса. Например, Порошенко является хорошим управленцем, которой развил свое предприятие. А есть Пинчук, который получил предприятие от тестя за 800 млн. долларов, после чего Тимошенко его национализировала и продала за 4,8 млрд. долларов. Порошенко прямо не управляет своим бизнесом, а занимается президентскими делами. В то время как Коломойский поступает иначе, он декларирует свою патриотичность, но управляет компанией, где большая доля у государства, однако не выплачивает дивиденды.
Касаясь основных проблем украинской экономики, Гаврилишин отметил, что следует уделить большое внимание проблеме энергосбережения. Страна потребляет слишком много энергии в пересчете на единицу произведенной продукции. В итоге приходится импортировать много газа. При этом Украина могла получить энергетическую независимость еще в 1993 году. В то время к украинскому правительству обратилась British Petroleum с инвестиционным предложением в сумме 15 млрд. долларов по добыче газа, объем которой мог составить 20 млрд. кубометров в год. Но ничего не получилось, потому что не хватало только одного закона - соглашения о распределении продукции, который определял бы объемы, которые компания должна была отдать государству, а остальное использовать по своему усмотрению. Тогда экономист был советником председателя Верховной Рады, но за два года парламент так и не принял такой закон. British Petroleum, прождав несколько лет, ушла.
К другим потенциально прибыльным секторам экономики, где Украина могла реализовать свои возможности, следует отнести информационные технологии. В этой сфере можно было бы экспортировать программные продукты на 5-6 млрд. долларов в год. Украинские программисты лучшие в мире, но нужно не их экспортировать, а программное обеспечение. В целом экономический потенциал Украины фантастический. Она обладает замечательными природными ресурсами, но даже более важно, что есть качественный человеческий капитал.
Фонд Гаврилишина на основе благотворительности поддерживает специальную программу для украинской молодежи. В основу групп из нескольких человек с разным образованием входят молодые люди, которые отправляются за границу для изучения опыта эффективно развивающихся стран, где есть политическая свобода, определенный уровень экономического благосостояния, охраны здоровья. К таким относятся Норвегия, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария. В позапрошлом году таких групп было 14, в прошлом году – 24, а в текущем – 85. В дальнейшем эти люди пойдут на местные выборы, а другие пройдут стажировку в исполнительных органах. Через несколько лет они создадут критическую массу, которая придет в Верховную Раду. Опыт эффективных стран будет внедряться в Украине и создастся правильный вектор развития.