С начала прошлого, 2014 года, Национальный банк Украины признал неплатежеспособными более 50 финансовых учреждений. Причем среди этого числа оказались даже такие финансовые «монстры», как «Дельта», «Надра» и «Форум». В результате такого решения НБУ несколько десятков тысяч человек остались без своих мест работы, отмечают эксперты раздела «Новости Украины» журнала для деловых людей «Биржевой лидер», со ссылкой на издание «Деловая столица».
При этом желающих людей приобрести банк, можно пересчитать на пальцах одной руки. Впрочем, также, как и добровольцев, которые пожелали бы возглавить теперь финансовое учреждение. Кстати, в этом нет ничего удивительного. Дело в том, что в Уголовном кодексе Украины, начиная с марта текущего года, действует статья, согласно которой как собственники, так и менеджеры банков могут с легкостью распрощаться со своей свободой. Для этого соответствующим органам лишь понадобиться доказать, что банк обанкротился вовсе не случайно. Тогда, либо одним, либо другим, либо же обеим сразу, грозит до пяти лет лишения свободы. Тем не менее, в Национальном банке Украины сочли, что такой меры будет недостаточно. Для этого, на всем известной улице Институтской начали создавать, так называемые, «черные списки». Те, кому не повезло, и они все-таки оказались в данном списке, теперь недозволенно ни возглавить банк, ни приобрести в нем существенное участие, то есть иметь 10, либо больше процентов в уставном капитале.
Немногим ранее, в начале июня, Национальный банк Украины принял постановление под номером 357, согласно которому был введен целый ряд ограничений. Вот и получается, что если банк был ликвидирован, поскольку он обвинялся в «отмывании» денежных средств, либо же в связи с рисковой деятельностью, угрожающей интересам вкладчиков, его менеджмент и владельцы существенного участия будут «дисквалифицированы» на 10 лет. Такие же санкции будут применены и к так называемым квазируководителям банков, то есть тем советникам и президентам, которые формально никогда не являлись руководителями финансовых учреждений, но де-факто выполняли их обязанности. Кроме этого, те банкиры, которые для предотвращения банкротства финансового учреждения, в котором они трудились, не предприняли ничего существенного, также могут поплатиться собственной свободой сроком на 5 лет. Но если в конечном итоге финансовое учреждение будет признано недееспособным по каким-либо другим причинам, то срок «дисквалификации» такого банкира составит всего три года.
На сегодняшний день в черном списке Национального банка Украины находится уже 948 человек. 837 из них являются руководителями банков, а еще 111 человек – владельцы существенного участия. Такое огромное количество человек попали в черный список несмотря на то, что по состоянию на начало текущего года на территории Украины было зарегистрировано всего 163 банковских учреждения. Такое количество фигурантов может означать лишь одно: под нормы постановления попали не только члены правления и наблюдательного совета, но и люди, которые имели весьма опосредованное отношение к принятию важных решений. Следует понимать, что состав черного списка остается до сих пор тайной под семью печатями, а значит для многим вскоре он может стать довольно неприятных сюрпризом.
Кстати, в некоторых случаях такое достаточно жесткое решение может стать не только оправданным, но и необходимым. Владельцы тех финансовых учреждений, которые находятся на грани банкротства, достаточно часто просто не имеют никакого желания инвестировать денежные средства в убыточный бизнес. Вместо докапитализации банков они выводят активы. В результате назначенные Фондом гарантирования вкладов временные администраторы получают в управление обычные «пустышки».
Теперь же для того, чтоб выплатить денежные средства вкладчикам, деньги приходится брать из фонда, а если и их не будет хватать, то тогда следует одалживать у правительства, а также Национального банка. «В список можно включить и всех тех, кто управлял или владел банками, закрытыми из-за нарушений правил финмониторинга. Но зачем же ставить их в один ряд с теми, кто в силу объективных причин оказался у руля проблемного банка или, что еще хуже, около него. Мог ли кто-то предположить, что Украина потеряет кусок территории, а девальвация составит 300%? Выдержать такой стресс-тест, да еще в условиях отсутствия в стране института срочных вкладов, под силу немногим. Вне зависимости от того, насколько безрисковую политику они вели», - убежден теперь уже бывший акционер правления одного из банков, которые были названы неплатежеспособными.
Весьма примечательным также является и тот факт, что людям, которые оказались в этом черном списке, не дали наименьшего права оспаривать принятое решение. «Вопрос презумпции невиновности даже не стоит на повестке - у попавших в перечень нет и теоретической возможности апеллировать к решению регулятора», - жалуется бывший банкир, при этом отмечая, что если Национальный банк Украины и дальше будет продолжать свою работу в том же духе, то вскоре на территории Украины не останется ни единого «чистого» банка.