В контролируемом боевиками Донецке в настоящее время наблюдается новая тенденция – существенная разница в ценах на товары в магазинах, расположенных в различных районах города. Более детально о том, насколько разняться цены в торговых точках областного центра, расположенных в разных районах города, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Вести" отмечает, что в настоящее время в Донецке, территория которого контролируется боевиками, наблюдается новая тенденция: цены в торговых точках, расположенных в различных районах города, существенно отличаются. По словам пенсионерки Лилии Ивановны, теперь в Донецке, словно в Москве – два магазина стоят рядом друг с другом, однако в одном килограмм сахара стоит 35 гривен, а в другом магазине сахар продают по 22 гривны. Правда, из-за войны в третьем магазине сахара уже вообще нет.
Журналисты издания, прошедшие по центральным рынкам Донецка, увидели, что здесь разрыв в ценах не столь заметен. В частности, цены на овощи и фрукты практически одинаковые на рынке, расположенном возле Южного автовокзала, Калининском и на Крытом рынках. Впрочем, в целом цены на Калининском и на Южном рынках примерно на 5-10 процентов ниже, чем на Крытом – самом центральном из трех указанных рынков.
В донецких супермаркетах цены являются более неоднородными, при этом на прилавках представлена, в основном, продукция, выпущенная в Российской Федерации. Местные жители сообщают, что, например, расположенный в Куйбышевском районе города крупный супермаркет предлагает свои товары на 50 процентов дешевле, чем другие торговые точки. Как объяснил один местных жителей, Александр Николаевич, он был просто шокирован ценами: всего на 800 гривен удалось купить две огромные сумки различных товаров, которых хватит, чтобы прожить месяц. Например, в Куйбышевском районе мужской гель для душа стоит 25 гривен, тогда как на Смолянке данный товар продают уже по 49,99 гривны.
По словам торговцев, подобные ценовые перепады возникают из-за разных поставщиков: цена зависит от того, у кого конкретно покупается тот или иной товар. Есть еще одна причина – в центральной части города по-прежнему живет больше людей с деньгами, кроме того, там еще иногда делают покупки и боевики ДНР. Отличается также и цена на аренду торговых площадей, устанавливаемая властями ДНР. Как объяснила Людмила, владеющая одной из торговых точек на Крытом рынке, с одних, почему-то, берут по 130 гривен за квадратный метр, с других по 115, а с третьих – и вовсе по 150 гривен. При этом причин такого разброса арендных ставок никто не объясняет.
Кому в "народной республике" жить хорошо.
Издание "Остров" отмечает, что после оккупации части территории Донецкой области прошел уже год, и сейчас постепенно вырисовывается портрет социальных слоев "Донецкой народной республики", чувствующих себя при "новой власти", довольно вольготно, в отличие от большинства людей, пытающихся просто выжить.
В первую очередь к категории таких "социальных паразитов" следует отнести работников торговой сферы, преимущественно – продуктовой. Еда необходима всем, независимо от их материального положения, поэтому после того, как экономическая изоляция контролируемой боевиками территории усилилась, пространство для разного рода финансовых спекуляций расширилось просто до невероятных масштабов. Завозящаяся фактически без всяких пошлин на территорию "народной республики" продукция из РФ, продается по заведомо завышенным ценам, поскольку ее украинской альтернативы в ДНР просто нет.
Более сложная ситуация с непродовольственной сферой. Основная масса товаров поставляется по-прежнему с контролированной украинскими властями территории, поэтому, когда работающие на блок-постах коррупционные схемы "зависают в воздухе" (преимущественно, из-за боевых действий), немедленно возникает серьезный дефицит товаров. При этом потребители, например, комбикормов, готовы заплатить любые деньги, лишь бы только заполучить заветный мешок. Естественно, что после того, как данный мешок просачивается на контролируемую боевиками территорию, на него незамедлительно выставляется предприимчивыми "бизнесменами" просто заоблачная цена, которая продолжает оставаться на очень высоком уровне до стабилизации ситуации.
Еще один класс местных магнатов – это разного рода пункты обмена валют, работающие неофициально, а также так называемые "карточники", да и вообще, все, кто предоставляет населению оккупированных территорий по обналичиванию средств с их банковских карт, помогает в оформлении справки переселенца, помогает покинуть контролируемую боевиками территорию, и так далее.
Духовенство Московского патриархата также заинтересовано в существовании "народных республик", поскольку православие МП стало не только, по сути, "официальной религией самопровозглашенных республик – священники еще и вдохновляют "ополченцев" на "ратные подвиги, совершить которые они должны "во славу Отечества". При этом услуги "духовного успокоения", которые оказываются далеко не бесплатно, пользуются огромным спросом на фоне царящих вокруг страха и смерти. Наконец, очень хорошо живется в народных республиках" самим ополченцам или тем, кто, так или иначе, связан с "государственными структурами республики".