Россияне, поехавшие на Донбасс, не умеют ничего делать, кроме как воевать. Такого мнению придерживается российская правозащитница Людмила Алексеева, о чем она заявила во время интервью «Главкому». Помимо этого, в интервью правозащитник рассказала о причинах, по которым в России невозможен Майдан, однако будут увеличиваться акции протеста, о том, кто воюет на украинском востоке, а также о том, как живут люди на территории Крыма.
Алексеева отметила, что она чрезвычайно волнуется за судьбу Надежды Савченко, однако ее беспокойство вызывает тот факт, что в основном говорят только о ее освобождении, хотя в российских тюрьмах много ни в чем не виновных людей. По словам правозащитницы, вопрос освобождения этих людей будет решаться не по закону, а по договоренности.
По ее словам, это даже может быть решено и по принципу бартера. Правозащитница отметила, что такой обмен остается единственным вариантом, если вопрос нельзя решить по закону, однако самое главное – чтобы люди вышли на свободу. Также она сообщила, что, к сожалению, очень часто она вынуждена действовать неправовыми методами, попросту уговаривая, убеждая или предлагая удобные властям варианты для спасения людей.
Говоря о дальнейшей судьбе россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева, задержанных украинскими властями, Алексеева сообщила, что она глубоко сочувствует их положению. По ее словам, в том случае, если их будут судить в Украине, то им будет плохо, поскольку их обвиняют в терроризме. Однако при возвращении в Россию им также будет плохо, поскольку им будут говорить, «чего ж вы там языки распустили».
Также Алексеева отметила, что ей очень сложно судить, при каких обстоятельствах они пошли воевать, поскольку сама она никогда в такой ситуации не была. По словам Алексеевой, она является правозащитником и поэтому в основном думает о том, каким образом можно помочь конкретным людям сегодня, а не тогда, когда Украина интегрируется в Европу, или когда Россия станет правовым государством.
Для большинства воюющих на Донбассе россиян война – это адреналин.
При этом Людмила Алексеева отметила, что, конечно же, на Донбассе воюет достаточное количество людей, которые пошли туда по собственному желанию. По словам правозащитницы, в России есть очень много людей с военным опытом и военными навыками, которые не очень дорожат своей жизнью. Алексеева считает, что для таких людей война является источником какого-то адреналина, хотя в другое время эти люди чувствуют себя несчастными. По мнению Алексеевой, среди россиян, которые пошли воевать на Донбасс по своей воле, много таких людей.
Помимо этого, Алексеева рассказала о пленных украинцах в России. По ее словам, она не уверена в том, что правозащитники знают обо всех пленных, которые находятся в тюрьмах. Возможно, что их 30, как заявил украинский президент, однако, может, что их даже больше. По словам правозащитницы, в России имеются общественные наблюдательные комиссии, причем в некоторых регионах их работа происходит на хорошем уровне, а в некоторых они слабы, поскольку власти делают все для заполнения этих комиссий людьми, на самом деле равнодушными к данной сфере.
По словам правозащитницы, члены общественных комиссий могут добиваться того, чтобы соблюдались права по отношению к заключенным людям, а также чтобы их лечили и они содержались в более-менее сносных условиях. Алексеева отметила, что в отношении Савченко это постоянно делается, поэтому украинка содержится в гораздо лучших условиях, чем большая часть заключенных.
Однако существуют заключенные, которые не могут даже пожаловаться. К примеру, к Николаю Карпюку не пускают ни адвокатов, ни дипломатов. По словам Алексеевой, в таких случаях правозащитники всегда требуют, чтобы адвокатов пропустили. Конечно же, для этого необходимо время, однако, в принципе, они своего добиваются.
В отношении того, следует ли в России ждать начала кровавого бунта, Алексеева отметила, что она верит в возможность эволюционного, постепенного перехода к демократии, к правовому государству, правда, это произойдет еще не скоро. По ее словам, конечно, Россия будет и европейским, и демократическим, и правовым государством, поскольку она действительно европейская страна и географически, и по религии, и культурно, и по истории. По мнению правозащитницы, все же лучше терпеть и ждать, чем пережить кровавый переворот в стране.
Несмотря на то что Людмила Алексеева родилась в Евпатории, и Крым для нее не является чужим, она отметила, что сегодня у нее нет желания ездить в Крым. Алексеева отметила, что она может себе представить происходящее в Крыму. По ее словам, молодежное правозащитное движение, вышедшее еще из 90-х годов и организованное Московской Хельсинкской группой, в настоящее время работает и в Крыму, поэтому от этих людей она знает о происходящих на полуострове событиях. Алексеева отметила, что она знает о происходящих событиях не только в области прав человека, но и в повседневной жизни, в экономике. По ее словам, в Крыму «совсем не мед», несмотря на то, что российское правительство вкладывает много средств для улучшения ситуации на полуострове. Правозащитница отметила, что местные власти там постоянно крадут, поэтому в скором времени, за исключением Севастополя, на полуострове пройдет восторг от того, что он стал частью России.
Автор: Вероника Марсина