Одна из проблем и особенностей современного украинского государства – это стремление переписать под какой-либо политический момент Конституцию. Как отмечают эксперты раздела «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», об этом в своей статье изданию ЛИГА отмечает политолог Петр Олещук.
Оценивая предлагаемые изменения в Основном законе, важно разобраться, каким образом идея записанных и озвученных норм, а также как характер процесса обновления Конституции будут воплощаться в действительность. Стоит задуматься над вопросом: кто и каким образом, в принципе, проводится процесс конституционных изменений, так как говорить о его публичности не приходится.
Более того, политолог отмечает, что когда Украиной правили прежние президенты, все попытки поменять Основной закон осуществлялись с большей осторожностью. К примеру, при президенте Януковиче действовала Конституционная Ассамблея Леонида Кравчука, а во времена президентства Леонида Кучмы изменения в Конституцию были предметом активного обсуждения. Безусловно, это можно было назвать советской показухой, но, как бы там ни было, на то время существовала определенная публичность, или по крайней мере ее некоторые признаки.
На сегодняшний день нам приходится иметь дело с ситуацией, когда членами Конституционной комиссии, заданием которой якобы является разработка проекта изменений в Основной закон, в действительности ничего не разрабатывается. Буквально в последний момент члены данной комиссии получают на руки разработанный кем-то текст, после чего законодателям ничего другого, как якобы утвердить документ, не остается, а уже после этого он передается на рассмотрение депутатам Верховной Рады.
Таким образом, получается, что для Украины кто-то уже успел разработать изменения в Конституцию. Петр Олещук не сомневается, что все это – дело рук президентской Администрации, но вряд ли процесс согласования окончательного текста происходит без участия в нем иностранных партнеров. Так что, текст изменений в Основной закон – это продукт не внутриукраинского компромисса, а множества консультаций на внешнеполитическом уровне.
В чем суть предлагаемых изменений в Конституцию.
Что касается уже записанных норм изменений в Конституцию, то, как говорит Петр Олещук, все предложенные нормы изменений характеризуются некоторой расплывчатостью. По сути, приходится иметь дело с заменой множества понятий. К примеру, если взять слово «громада», или «община». Казалось бы, что это слово могло бы указывать на высшую форму управления на местах. В действительности же, если по традиции понятие «громада» означало некоторую совокупность людей, проживающих в одном населенном пункте, то в предложенных изменениях нельзя не заметить, что отныне громадой будет называться контролируемая искусственным образом общность, возникающая через объединения двух или более населенных пунктов. А формирование этих самых громад осуществляется в стенах Верховной Рады. Другими словами, говорит политолог, приходится заявлять об усложнении процесса ныне существующей структуры административно-территориального деления. Никогда еще усложнение не приносило пользу.
Суть еще одного сложного вопроса состоит в новых должностных лицах, а именно перфектах. В проекте изменений в Основной закон говорится, что заданием перфектов будет представление на местах главы государства, и, кроме того, они должны играть роль сдерживающего фактора по отношению к органам местного самоуправления. Также заданием перфектов должна стать остановка решения исполнительных комитетов в том случае, если они не совпадают с положениями Конституции. Таким образом, перфекты в действительности будут выполнять роль сдерживающих сил и противовесов исполкомов, которые являются исполнительными органами местных советов.
Но все это способно немного усложнить управленческую структуру, в связи с чем политолог Петр Олещук не представляет, каким образом это можно осуществить на практике. На самом деле, вместо широко пропагандируемой децентрализации можно получить ситуацию хаоса и войны против всех, а также нескончаемые столкновения, которые будут происходить между префектами и исполкомами за власть.
Но самым спорным вопросом озвученных изменений в Основной закон можно назвать районы с особым статусом. Данный вопрос добавлен в «окончательные положениями», благодаря чему пропрезидентские силы могут уверенно говорит о том, что в действительности никаких изменений они не проводят. Но в реальности, это не что иное, как бланкетная норма, так что для ее воплощения нужно провести расшифровку особым законом.
Наконец, в предлагаемых изменениях в Конституцию не найдешь исчерпывающего перечня областей и других регионов Украины. А точнее: все области, АРК Крым, Киев и Севастополь. В Конституции Украины это указывалось всегда, и для того, чтобы вносить изменения в финальный список регионов, нужно было вносить изменения в Конституцию со всеми процедурными особенностями. Отныне же в переходных положениях Конституции присутствует закон об особом статусе «отдельных районов Донецкой и Луганской областей», но самих упомянутых выше областей в тексте Конституции теперь не будет.