По мнению экономистов, для Украины не так страшен дефолт сам по себе, как его негативные последствия. Более детально о том, почему последствия страшнее самого дефолта, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Форбс-Украина" напоминает, что в настоящее время Украина ведет переговоры с держателями своего внешнего долга. На прошлой неделе глава украинского Минфина Наталия Яресько, являющаяся также главным представителем государства в переговорах с международными кредиторами, заявила, что кредиторы не желают идти на уступки.
В Министерстве финансов заявили, что представители комитета кредиторов уже несколько месяцев не выходят на связь с Украиной. Между тем сами кредиторы утверждают, что они с нетерпением ожидают встречи с главой украинского Минфина в Вашингтоне, а в британской столице уже более месяца обсуждают спекулятивную позицию, занимаемую украинским правительством и возможность членов правительства использовать переговорный процесс в своих корыстных целях.
Финансовые круги Лондона активно обсуждали участие членов украинского Кабмина во внешнем долге Украины путем приобретения credit default swaps, на стоимость которых может влиять Министерство финансов – путем своих заявлений, сделанных в ходе переговорного процесса. Для кредитора credit default swaps могут создать определенные проблемы, особенно в случае, когда у принимающих участие в переговорах чиновников есть свои корыстные цели.
В частности, в международных финансовых кругах обсуждали версию, согласно которой украинские чиновники только делают вид, что прилагают максимальные усилия на переговорах, чтобы не допустить дефолта. Подобная публичная позиция приводит к снижению стоимости страховок: если предположить, что либо сами члены правительства, либо лица, близкие к переговорному процессу, приобрели такую страховку, то после того, как появляется информация о непростом переговорном процессе и возникших сложностях, то стоимость credit default swaps вырастает, и появляется возможность с большой выгодой перепродать данный дериватив.
Саша Боровик, бывший замминистра экономики, а ныне советник главы Одесской ОГА, объяснил, что в ситуации, когда фискальные и надзорные органы не работают должным образом, проверить возможность спекуляций очень тяжело – никто не сможет объяснить до конца все происходящее. Речь, по его словам, может идти и о спекуляциях, и о технике манипулирования, которую использует одна из сторон в переговорах с целью повлиять на конечный результат. Такие вещи происходят тогда, когда отсутствует прозрачность, когда больше информации о ситуации с внешним долгом страны и с дефолтом поступает и зарубежных СМИ.
Украинский Минфин хочет добиться списания кредиторами основной части суммы внешнего долга, называя этот долг неподъемным для страны. Одновременно с этим слово "дефолт" украинское правительство использует все чаще. Иван Угляница, известный финансовый аналитик, заявил, что такая позиция Кабинета министров является спекуляцией, а вопрос о реструктуризации внешних долгов Украине было бы выгодней ставить в ключе уменьшения и пролонгирования ставки купона, чем требовать от кредиторов непременно списать часть украинского основного долга.
Дефолт мог бы быть полезным для Украины, но не в этом случае – эксперт.
По словам бывшего советника Леонида Кучмы и бывшего главы совета НБУ Анатолия Гальчинского, дефолт, теоретически, мог бы создать предпосылки для экономического роста и для финансовой стабилизации, однако это произошло бы только в том случае, если бы внутри страны происходили ощутимые процессы роста экономики – тогда дефолт действительно был бы полезен. Однако сейчас ничего такого не наблюдается, экономический кризис только лишь усугубляется. Экономика Украины продолжает скатываться в пропасть, а правительство, к большому сожалению, не понимает сути происходящих процессов. У него нет даже концептуального понимания того, какие шаги нужно делать, и каким образом выводить из кризиса экономику.
По мнению экспертов "Форбс", для корпоративного сегмента дефолт будет иметь очень неприятные последствия. Банкир Андрей Гулей подчеркнул, что отчасти для украинской экономики приостановка обслуживание внешней задолженности будет позитивным фактором, поскольку иностранная валюта не будет выходить из страны. Однако дефолт обернется падением рейтингов. Любая пролонгация является дополнительным риском, который придется заложить в процентную ставку, поэтому получающий деньги из-за границы корпоративный блок вынужден будет проводить реструктуризацию уже с дополнительной нагрузкой. Дефолт, по словам эксперта, упростит ситуацию для государственного бюджета, однако все проблемы будут переложены на корпоративный блок. Гулей полагает, что следом за объявленным государством техническим дефолтом, начнется период уже корпоративных дефолтов.
Финансисты уже сейчас готовы к тому, что будущий дефолт обернется валютными спекуляциями на курсе американского доллара заинтересованными в таких операциях сторонами с одновременным нагнетанием панических настроений среди населения страны. Саша Боровик подчеркнул, что необходимо оценивать репутационные риски объявления дефолта, которые косвенно повлияют на инвестиционный режим: если страна довела ситуацию до дефолта, то ее рейтинг снижается. Люди это почувствуют, и недоверие к государству может сталь более серьезным.