Несмотря на то что Министерство обороны Украины в значительной мере ограничило использование мобильных телефонов в зоне проведения Антитеррористической операции, оно особо не спешит предоставить украинским бойцам хоть какие-то альтернативные виды связи.
Эксперты раздела «Новости Украины» журнала для деловых людей «Биржевой лидер», со ссылкой на издание «Деловая столица, считают нужным напомнить, что уже достаточно давно одним из основных направлений в военной разведке мира стало отслеживание информации в Интернете, а также в социальных сетях. Дело в том, что противник легко может определить местоположение, движение, либо сосредоточение войск, благодаря IP-адресам выхода в Интернет, а также «вспышкам» сотовой связи.
Но несмотря на это, украинский бойцы, находящиеся в настоящее время на востоке страны, до сих пор свободно используют свои мобильные телефоны для связи с родными и близкими. Более того, они достаточно часто пишут в различных социальных сетях, и даже выставляют фотографии из зоны АТО. Кстати, многие военнослужащие в последнее время отмечают следующую закономерность: если в одном и том же месте в зоне проведения АТО, было включено большое количество мобильных телефонов, то в скором времени там произойдет артиллерийский обстрел.
Министерство обороны Украины обратило внимание на такую закономерность совсем недавно. И это не смотря на то, что данная проблема является достаточно существенной, и решать ее следовало еще в самом начале Антитеррористической операции. А вчера, 1 июля, Верховной Радой Украины был принят во втором чтении правительственный законопроект под номером 2531, который предусматривает собой использование мобильной и радиосвязи военнослужащими на востоке Украины, исключительно с разрешения командиров частей.
В связи с этим представители средств массовой информации поинтересовались у экспертов, в какой степени данное решение правительства Украины поможет обезопасить бойцов АТО от артиллерийских обстрелов.
Антон Михненко, заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения, редактор журнала Ukrainian Defense Review, считает, что в целом потребность введения данного законопроекта, назрела уже достаточно давно. Дело в том, что еще в самом начале боевых действий, в связи с отсутствием каких-либо средств радиосвязи военным приходилось использовать мобильные телефоны, причем практически массово, что в конечном итоге привело к тому, что многие ребята поплатились своими жизнями.
Он считает, что в этом законопроекте имеется куда большее количество положительных, нежели отрицательных сторон, поскольку мобильный телефон, несмотря на все свои «плюсы», также оказывает огромное демаскирующее действие. В анализе работы базовых станций GSM достаточно легко определяется скопление людей, у которых имеются мобильные телефоны. Если противнику удается перехватить данную информацию, он получает точные координаты, в которых наблюдается скопление огромного количества мобильных телефонов, что дает ему возможность наносить артиллерийский удар по нашим военным, тем самым уничтожая, как живую силу, так и большое количество бронетехники.
В первую очередь, законопроект нацелен на то, чтобы обезопасить военнослужащих, которые находятся в зоне проведения Антитеррористической операции, считает господин Михненко, а также для того, чтобы не допустить демаскировки наших позиций. Кроме того, он должен не дать возможности противнику путем анализа материалов радиоперехвата оценивать морально-психологическое состояние бойцов и их обеспечения на передовой.
Тем не менее нельзя не брать во внимание другой факт. Дело в том, что оставив военнослужащих без таких распространенных средств связи, как мобильные телефоны, бойцов все-таки следовало бы обеспечить должными средствами коммуникации, которые обеспечивают защиту передачи информации при общении. Причем при общении, как между собой, так с вышестоящим начальством. Однако, к сожалению, данный сегмент заполняется преимущественно волонтерами, и то не в том объеме в каком существует потребность.
В свою очередь Андрей Козинчук, военный психолог, член ОО «Украинская ассоциация специалистов по преодолению последствий кризисных событий», убежден, что в зоне проведения Антитеррористической операции должны действовать некие правила использования мобильных телефонов. И относиться к этому следует не просто как к какой-то формальной вещи, поскольку от этого напрямую зависит жизнь людей. Дело в том, что именно сигналы мобильных телефонов уже не один раз становились мишенью для прицельного обстрела позиций украинских войск, а информация, перехваченная во время разговора по телефону, - причиной срыва военных операций.
Но и обрывать полностью связь с родными тоже нельзя, поскольку после возвращения бойца домой, ему придется заново переориентироваться в жизни, подстраиваться под новый лад, который когда-то был для него приличным, а также заново привыкать в голосам родных и близких людей. «В итоге будут разрушаться семьи, увеличиваться уровень агрессии людей, вернувшихся с войны», - убежден Козинчук.