Вечером 2 июля на сайте украинского парламента опубликован текст проекта Конституции Украины, регулирующий вопросы децентрализации. Воплощение в жизнь документа предусматривает не только выгоды, но и некоторые риски. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров со ссылкой на «ЛIГАБiзнесIнформ».
Одним из самых примечательных моментов обновленной Конституции является радикальное изменение административно-территориального устройства в Украине, в число единиц раздела вводится понятие общин. В распоряжение этих институций передаются земли, имущество региона, природные ресурсы, коммунальные объекты. Для финансирования деятельности их на местах будут оставаться местные налоги и сборы, а также некая часть общегосударственных налогов.
Авторы конституционных реформ полагают, что после реализации изменений эффективность местных властей будет значительно увеличена – первичные проблемы планируется решать на местах. При этом на центральной власти останется лишь выполнение вспомогательных функций. Районные и областные государственные администрации будут ликвидированы, вместо них вводится должность префекта.
Основной задачей префекта, утверждаемого президентом после представления Кабмина, является контроль над соблюдением действующего законодательства местными органами власти. Полномочия префектур по сравнению с ОГА будут более узкими – в оперативное управление вмешиваться они не будут, а также лишены возможности влиять на распределение денежных потоков. Назначение префектов планируется после создания исполкомов до 1 марта 2018 года.
После введения в действие документа административно-территориальными единицами в Украине будут общины, районы и регионы. Однако для перехода реформы в практическую плоскость парламентариям следует принять еще около 500 законов, среди которых документ, регулирующий механизмы местного самоуправления и административно-территориальное устройство.
Согласно официальной версии, проект Конституции разработан на заседаниях рабочей группы, после чего одобрен Венецианской комиссией и утвержден Конституционной комиссией. Неофициальная информация содержит ведомости о том, что никакого отношения к разработке реформ комиссия на самом деле не имела. Члены комиссии не владеют сведениями о том, где и кем разрабатывались реформы, двое из них голосовать за документ отказались.
Замглавы Конституционной комиссии Виктор Мусияка заявил, что разработкой предложений занимался некий секретариат группы, больше месяца комиссия над текстом реформы не работала. Мусияка отмечает, что некоторые недоработки в проекте на самом деле есть, но он убежден, что сделано это без злого умысла.
Децентрализация или формирование президентской вертикали?
Представители экспертной среды выражают опасения: в содержании проекта реформ они видят формирование дисбаланса власти, который уже дважды привел к революции в Украине. Народный депутат и вице-спикер парламента Оксана Сыроид отмечает, что в первую очередь децентрализация должна была исправить дисбаланс в органах государственного управления, однако в результате баланс деформирован еще больше.
Депутат обращает внимание на то, что под видом децентрализации в законодательное поле Украина пытается внести довольно опасные вещи. Потенциальную угрозу она видит в том, что контролировать исполкомы будут префекты, назначением которых занимается непосредственно глава государства. По мнению Сыроид, назначение этих должностных лиц должно входить в компетенцию Кабмина, поскольку предложенный механизм дает возможность президенту оказывать сильное влияние на работу местных властей.
С опасениями Сыроид Виктор Мусияка не согласен. Свою точку зрения он аргументирует тем, что изначально в предложениях по реформированию Конституции предусматривалась возможность увольнения с должности префекта по решению президента, однако затем эта норма была изменена. В результате теперь и назначение, и увольнение префектов должно согласовываться президентом и Кабмином.
Тем не менее определенные опасения у экспертов вызывает право президента единолично принимать решение о приостановке деятельности местного органа власти в случае, если его работа несет угрозу территориальной целостности, национальной безопасности или суверенитету Украины. Критики этого положения указывают на то, что в качестве угрозы может быть указано любое из неугодных главе государства решений местных органов власти. В Администрации президента утверждают, что эта законодательная норма является своеобразным предохранителем от сепаратизма в регионах.
Судьба оккупированных территорий.
В проекте конституционной реформы содержатся пункты, которые гласят, что «особенности осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей определяются законом об особом порядке местного самоуправления». Закон такой принят в сентябре прошлого года и среди прочих положений предусматривает проведение местных выборов на оккупированных территориях и право на введение особого местного самоуправления.
После соответствующего требования Венецианской комиссии из проекта изменений был удален перечень наименований, и даже упоминание численности остальных областей страны. В документе сказано, что «Автономная Республика Крым и области являются украинскими регионами». Политолог Петр Олещук полагает, такие изменения являются сигналом для последующей корректировки перечня украинских областей.