Недавно ушедший в отставку министр здравоохранения рассказал о том, как Украина достигла дна, и пояснил, что будет в том случае, если в определенный момент постучат снизу.
Нужно сказать, что в Грузии реформаторы из команды Саакашвили, к которой принадлежит и Александр Квиташвили, за несколько лет смогли перевести советскую медицину, в которой 70 процентов платы за услуги составляли взятки, на коммерческие рельсы. На сегодняшний день медики в Грузии получают в среднем 1 тысячу долларов, вместо старых лечебных заведений с облупленными выкрашенными масляной краской стенами были выстроены новые частные клиники, а вместо «бесплатной» медицины теперь страховая. Такие изменения, которые были начаты в 2004 году, все еще продолжаются. Александр Квиташвили – один из министров, который приложил к этому руку. По этой причине в Украине от главы Минздрава ожидали, как от доктора, такого же чуда.
«Однако за полгода чуда совершить не получится», – пояснил украинско-грузинский министр. Нужно заметить, что к моменту отставки он успел только подготовить полный пакет законов. «Сложившуюся ситуацию я недооценил. Не предполагал, что двигаться мы будем словно черепахи. Но как только за данные законы проголосует украинский парламент, в государстве сразу же будут запущены необратимые процессы, идентичные грузинским», – подчеркнул Квиташвили в своем интервью изданию «Новое время».
Стоит заметить, что бывший министр здравоохранения с оптимизмом смотрит на перемены в Украине. «Конечно же, я с оптимизмом смотрю на перемены в государстве, ведь, как бы выразиться дипломатично… Хуже уж точно не будет, так как все, что можно было испортить, уже давно испортили. Дно уже прошли, но снизу могут постучать. Однако я полагаю, что сейчас мы постепенно начинаем выбираться оттуда», – отметил он.
Квиташвили рассказал, почему он пошел в отставку именно сейчас. «В последние несколько дней пошла эскалация. Мне это совершенно непонятно. С отставкой все понятно. Однако методы непонятны. В отношении работы МОЗ произошло четыре расследования, которые идут и сейчас. Закончатся они 10 июля. Думаю, что можно было и подождать. Более того, можно было вызвать меня на заседание фракции и на Комитете заслушать. Такие заявления делались в день моей отставки. Тогда было понятно, что делаются они с чьей-то подачи. Я говорю о Юрие Луценко. Я уважаю его, он адекватный. При этом он не общался на эту тему со мной, однако кто-то что-то рассказал ему, после чего он сказал то, что сказал. Вот этот момент мне непонятен. Остальное же совершенно нормальные моменты, так как один уходит, а другой приходит», – рассказывает Квиташвили. Стоит заметить, что именно руководитель БПП Юрий Луценко сказал, что фракция настаивает на увольнении Квиташвили.
В чем или в ком причина отсутствия глубоких реформ?
По словам Квиташвили, в Украине очень странная система, которая выстраивалась на протяжении последних 25 лет. «Для того, чтобы реформировать государство, необходимо иметь сильную исполнительную власть, у которой имеется свобода действий. При этом не имеет значение то, является ли эта власть президентской или же премьерской. Также необходимо иметь стопроцентную поддержку законодательной власти. Еще Саакашвили говорил мне, что следует действовать значительно агрессивнее. Но я не знаю, что это – орать на кого-то? Кричать?», – отмечает экс-министр здравоохранения.
«Касается это не только реформы здравоохранения, а и всех остальных реформ. Минюст подготавливает пакет проектов законов, которые позволят Украине подняться на 30 мест в рейтинге Doing Business, а парламент не принимает данные законы вовремя, в связи с чем мы попросту опаздываем. В этом году мы уже не успели. Этого понять я не могу. Не понимаю, как ВР может в процессе реформ не принимать 70 процентов проектов законов, которые заходят из Кабинета министров, который был назначен самой Радой. Нужно заметить, что когда реформами занимается именно коалиционное правительство – это всегда достаточно тяжело. У нас сложилась такая команда в правительстве, которая работает слаженно. Работает она, в принципе, хорошо. Однако говорю еще раз, необходимо, чтоб слаженно работали все. Невозможно делать реформы без законодательного органа», – утверждает Александр Квиташвили.
На вопрос о том, блокирует ли ВР реформы, он ответил, что на самом деле это такой процесс. «Пакет моих законопроектов был подготовлен еще 3 апреля. Но только недавно мне позвонили и сказали, что начали их регистрировать. Все готово. Но все очень медленно идет. Сложившуюся ситуацию я недооценил, ведь я даже не предполагал, что мы будем двигаться настолько медленно. Все очень хотят реформ, ждут чего-то – и вдруг тут такая огромная система, которая попросту не позволяет сделать это быстро. У меня нет желания кого-либо обвинять. И я не утверждаю, что виновна именно Верховная Рада. Однако там слишком много интересов, она очень эклектична. Это такая команда людей, в которой каждый имеет собственные интересы. Если бы все они исходили исключительно из интересов государства, никаких проблем бы не было. Все изменения попросту тонут в политических торгах. Плюс ко всему нужно учитывать популизм, ведь все желают заработать очки перед местными выборами», – подчеркнул Квиташвили.