Государственный «Ощадбанк» обратился с иском к РФ о возмещении понесенных убытков в размере 15 миллиардов гривен в связи с аннексией Крыма. Арсений Яценюк, премьер-министр Украины, призвал иные госкомпании поступить аналогично.
«ПриватБанк» подал в международный арбитраж в Гааге иск к РФ «о защите утраченных в Крыму инвестиций». Согласно словам министра юстиции Украины Павла Петренко, ущерб от аннексии полуострова составляет 1,8 триллиона гривен. Журналисты издания «ГОРДОН» спросили у общественных деятелей, политиков, экспертов: сможет ли Украинское государство добиться компенсации за потерянные в Крыму активы?
Согласно мнению Александра Сугоняко, экономиста, президента Ассоциации украинских банков, Евросоюз не признает оккупацию полуострова, значит, у такого рода исков есть перспектива. «Кто должен компенсировать? Страна-агрессор! Однако она должна компенсировать не только «Ощадбанку» и «ПриватБанку». Она должна компенсировать убытки, которые нанесла целому Украинскому государству. Это вопрос макроэкономический, политический и дипломатический. И уже лишь потом банковский.
Сначала Украинское государство должно выставить претензию стране-агрессору, то есть Российской Федерации, а уже после этого в суды должны идти все иные отрасли, включая бизнес. А то, что крупные банки начали сами предъявлять претензии, свидетельствует о том, что госорганы не справляются с собственными обязательствами. Это от нашей жизни, это нормально», - отмечает эксперт, подчеркивая, что перспективы у таких исков есть, однако это вопрос еще и международных судов и дипломатии.
«Однако если в международных судах государства между собой не судятся, а судятся лишь субъекты, то это выглядит довольно смешно. Сначала необходимо доказать на международном уровне, что Российская Федерация является государством-агрессором. И тут одного решения парламента мало. Однако, так как Евросоюз это признал, значит, у исков есть перспектива», - подчеркнул Сугоняко.
Андрей Сенченко, в прошлом народный депутат Украины от ВО «Батькивщина», отмечает, что правовые основания все есть, однако проблема в том, что этим вопросом государство эффективно не занимается. «Звучат самые разные оценки, то 10 триллионов гривен, то триллион гривен. Однако это все фейковые заявления. Государству нужно содействовать бизнесу, и крупному, и мелкому, организовывать коллективные иски относительно возмещения ущерба. Если крупный бизнес еще кое-как справляется, то у малого бизнеса и рядовых граждан нет ресурсов, чтобы нанять адвокатов для Гаагского суда. Многие госкомпании занимаются только отдельными эпизодами. К примеру «Черноморнефтегаз» был зарегистрирован на свободной территории Украинского государства и сейчас занимается только отдельными эпизодами», - отмечает он.
Сенченко подчеркивает, что рядовые граждане вообще брошены на произвол судьбы. «В настоящее время я активно занимаюсь пилотными проектами судов в интересах рядовых украинских граждан, которые пострадали от агрессии России. РФ системно занимается интеграцией оккупированного полуострова, а Украина как государство вообще не занимается его реинтеграцией. Абсолютно ничего не делается ни в одном направлении и ни по одному ведомству. Возьмем, например, жителя Львова, который владеет гостиницей в Гурзуфе. Даже если оккупанты и не отобрали у него эту гостиницу, то она все равно не работает, так как вся туринфраструктура стоит. Этому человеку ущерб нанесен?! Нанесен. Значит, необходимо это доказать, провести оценку ущерба и предъявить иски. Одному отдельно взятому предпринимателю это сделать непросто, а государство не занимается этим. Кроме этого, у нас еще есть и вынужденные переселенцы. Из Крыма и Донбасса. Даже если у них ничего не отобрали и не разрушили жилье в Донбассе, они все равно были вынуждены покинуть дом, родных, друзей, знакомых. Они потеряли работу и попали в состояние вечного стресса. Они понесли ущерб из-за российской агрессии?! РФ как страна-агрессор должна компенсировать этот ущерб!»- отмечает он.
Добиться результатов можно.
Как отмечает экс-народный депутат Украины Олесь Доний, дело ЮКОСА показало, что результатов добиться можно.
«Через механизм международных судов, хотя он и длительный, можно оказать давление на страну, которая применяет неправовые, преступные механизмы. Сразу после оккупации полуострова эксперты говорили, что Украина как государство должна помочь как государственным, так и негосударственным структурам подготовить иски против РФ, требуя компенсации убытков. Да, это достаточно длительный процесс и он может тянуться годами, однако инициатива позитивная и она найдет понимание на Западе. Более того, она может подтолкнуть РФ если не к незамедлительной передаче полуострова, то хотя бы к переговорному процессу», - отмечает Доний.
А вот Сергей Куницын, народный депутат, в прошлом премьер-министр АРК, сомневается что «кто-то что-то выплатит». «Это философский вопрос. Выиграть международные суды можно, однако пока Путин руководит Россией, я сомневаюсь, что нам кто-то что-то выплатит. По моему мнению, надо идти по схеме ЮКОСа и арестовывать активы России за рубежом. Но для этого сначала надо выигрывать международные суды. Процесс этот медленный, учитывая возможные апелляции. Однако делать это надо однозначно, ведь нам нанесен огромный ущерб», - отметил он.