В Украине началась реформа милиции. В Киеве приступила к работе новая патрульная служба, а с 1–го и 6-го июля приказом министра Авакова уволен личный состав ГАИ МВД в Николаевской и Донецкой областях. На данный момент из милиции уволилось за год 24 тысячи сотрудников, однако общая численность структур МВД составляет 300 тысяч человек, а это значит, что предстоит много работы по чистке рядов, но также важно, куда направятся уволенные сотрудники, ведь страна продолжает находиться в состоянии кризиса, и поиск работы стал большой проблемой для многих украинцев. «ГОРДОН» побеседовал с несколькими экспертами и политиками о данной проблеме, передает издание «Биржевой лидер».
Бывший руководитель пресс-службы МВД В. Полищук отметил, что работников МВД, которые попадут под сокращение, можно разделить на несколько категорий. Наименьшие проблемы будут у тех, кто уже достиг пенсионного возраста и может спокойно завершить службу без каких-либо социальных потерь. Есть молодые люди, которые могут получить новый шанс в обновленной службе, пройдя переаттестацию. Наибольшие потери могут коснуться тех, кто не успел доработать до пенсии несколько лет. Им придется столкнуться с социальными трудностями, так как они уже немолоды, и им заново придется пройти путь социальной адаптации. В этом вопросе важна роль государства, которое должно предоставить таким людям возможность пройти бесплатные курсы переквалификации или дать возможность трудоустройства на рынке автоуслуг - в автошколах или стать водителями.
Если посмотреть на проблему с точки зрения ухудшения криминогенной обстановки, то уволенные из рядов ГАИ не должны стать часть частью криминалитета, ведь у них нет ни знаний, ни умений в области ведения оперативной работы. Другое дело, если речь идет о следователях и оперативниках, их услуги могут заинтересовать криминалитет. Раньше всегда действовало правило, что одни милиционеры ловили, а другие - отпускали, и дело не в качестве работы патрульных, а в системе, когда нарушителей даже с наличием достаточного количества наказаний отпускали по звонку из райотделов. Теперь же система меняется, патрульные службы доставляют всех нарушителей в райуправление, новая полиция будет честно выполнять свой долг.
Однако далее последуют более сложные шаги по реформе, например, в следственном аппарате. Известно, что среди следователей находились те, кто наживался на делах, и случалось, таких задерживали правоохранители и СБУ. Реформа следственного отдела потребует определенного таланта, образования и опыта. Еще один сложный этап реформа уголовного розыска и введение участковых-шерифов – это сложный, но обязательный шаг. Кроме того, борьба с экономической и организованной преступностью не так видна общественности, но необходима. Будут трудности и неудачи, но люди должны поддержать полицию, если хотят, чтобы полиция в Украине была такой, как в развитых странах Европы, как считает Полищук.
Он также напомнил, что пока депутаты приняли закон о национальной полиции только в первом чтении, и патрульные имеют удостоверения работников милиции и в своих действиях руководствуются законом «О милиции», остающимся действующим. Однако при этом глубоких противоречий нет – они, по сути, милиционеры, но уже со значками полиции. Власти же следовало заниматься такой реформой гораздо раньше. В начале 90-х годов велась борьба с преступностью, но не было войны, и были относительно нормальные экономические условия.
Адвокат и правозащитник Э. Багиров напоминает, что сокращение штатов в МВД случалось и раньше, но не в таких масштабах, как сейчас, в связи с чем появилась задача обеспечения уволенных работой. Если это не произойдет, то возникает вопрос, куда направятся те, кто имеет опыт и навыки владения оружием, владеет оперативной информацией; они могут стать изгоями общества. Для большого количества уволенных милиционеров нигде нет достаточного количества вакансий, это значит, что к ним могут проявить интерес определенные бизнес-группы, замешанные в противозаконной деятельности.
Часть уволенных может стать охранниками или юристами, но в любом случае нужно серьезно заниматься кадровыми вопросами по увольняемым людям. Нельзя говорить, что все уволенные - взяточники и негодяи. Есть нарушители прав граждан и служебных полномочий, но обо всех так говорить нельзя. Немало людей много лет отдали кто службе закону и обществу. Появление людей без социальной, правовой и трудовой гарантии может стать толчком к появлению сложностей в обществе и росту социального напряжения, что отразится на устойчивости государственной системы.
Народный депутат, а ранее руководитель информационного отдела «Правого сектора», Б. Береза считает, что только полное очищение в правоохранительных органах способно дать качественный эффект от реформы. Вся система стала коррумпированной и люди, попадающие в нее, не могут из нее выйти. Изменить что-то способен только новый состав. Другое дело, что к уволенным должно быть внимание государства. Людям, занимающимся частным бизнесом, нужно дать льготы, для тех, кто готов заняться другой работой, нужно дать возможность для обучения и смены профиля. В этом случае страна получит 30 - 40 тысяч нормальных представителей других профессий вместо милиционеров.