В Национальном антикоррупционном бюро (НАБ), сформированном законом еще в октябре прошедшего года, наконец, начался конкурсный отбор на обязанности первых ста детективов - следователей, которые должны собирать информацию и расследовать дела в отношении коррупционеров в высших эшелонах правительства.
Чтобы понизить коррупционные риски в самом Национальном антикоррупционном бюро, детективы будут обеспечены высокими (для государственного сектора Украины) легальными заработными платами - 30 тысяч гривен. Управление бюро рассчитывает, что к полноценной работе детективы приступит в первых числах октября.
Директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник в беседе рассказал корреспондентам «Лига» о том, как осуществляется конкурсный отбор, к каким информационным базам получат доступ детективы и какие направления государственного управления в самой высокой степени поражены коррупцией. Подробностями этого разговора интересовались корреспонденты раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Об основании бюро.
Сытник рассказывал, что НАБ начнет полностью работать в первых числах октября. Точнее, фактически через год после основания. Но на это потребовалось большое количество времени.
Со слов специалиста, имеется возможность и на протяжении дня создать, но будет ли оно эффективно работать – остается под вопросом. «Я могу нести ответственность только за период с 16 апреля, когда был назначен приказом главы государства на пост директора НАБ», - рассказал он, и продолжил, что, конкурс на должность продолжался на протяжении трех месяцев. Одни рассказывают, что это много, другие - мало. Но на протяжении трех месяцев выбирали только одного человека. «Я полагаю, необходимо сделать один раз, но так, чтобы это было приносило какой-то эффект. С расчетом того, что закон был принят в октябре, и в него уже вносятся корректировки, то, вероятно, в чем-то поспешили даже, надо было его больше проработать», - рассказал Сытник.
Как он рассказал, ему приходится решать множество проблем: основывать структуру, утверждать штатное расписание, проводить регистрацию бюро как юридическое лицо, заниматься поиском помещения, осуществлять конкурс. Если кто-либо полагает, что это можно сделать на протяжении недели – он не согласился. Тем более общество настаивает на открытом конкурсе. А для этого потребуется предоставить людям время подготовить и сдать документы, основать конкурсную комиссию, осуществить несколько этапов конкурса, отобрать лучших. Скорость не значит качество. Да, тянуть с этим нельзя. Но создавать ради формирования мы тоже разрешить себе не можем.
«Люди заметили, что не требуется иметь дядю, тетю, волосатую лапу - просто пришел, продемонстрировал свои знания и способности, тебя приняли и ты получаешь высокую заработную плату», - отметил он.
Специалист рассказал, что на текущий момент назначено 10 человек, и проводится специальная проверка по другим победителям конкурса. возводится пирамида: начали с заместителей, потом управляющих, сейчас пойдут детективы. В самых ближних планах - основать две конкурсные комиссии, чтобы провести конкурсы параллельно. Довольно тяжелая конструкция самого конкурса, но он доволен, что законодатель его предусмотрел: конкурс предоставляет возможность по-новому подойти к созданию кадров, и сам процесс отбора - это уже борьба с коррупцией. Люди замечают, что не требуется иметь дядю, тетю, волосатую лапу - просто прибыл, продемонстрировал свои знания и способности, тебя приняли и ты получаешь высокую заработную плату, большие полномочия и возможность изменить государство. Приятно, что мы двигаемся параллельно с патрульной службой: первые отзывы о ней довольно положительные - ни для кого не производится никаких исключений. Депутат ты либо прокурор, но, если нарушил – выдвигают штрафные санкции. «Мы таким образом покажем, что в нашем государстве возможно привлечение к ответственности любого человека за то, что он произвел коррупционное правонарушение.
О влиянии администрации президента и доступе к базам данных.
На прошедшей неделе поступила информация, что советник руководителя администрации президента Бориса Ложкина - Дмитрий Елманов пытался стать руководителем одного из ведущих управлений бюро, но его кандидатура не была принята по причине скандала, имеющего связь с получением статуса участника антитеррористической операции. Члены Совета общественного контроля НАБ рассказывают, что решение было принято не просто и через сопротивление.
Сытник не в курсе, какие там проявлялись препятствия - его отозвали вообще на стадии допуска к тестированию. «У нас в каждом профиле на всех должностных обязанностях без исключения прописано требование - непричастность к коррупционным скандалам. Это все проходит проверку на конкурсной комиссии», подчеркивает он. По мнению специалиста, эти обстоятельства можно проверить и позже, на стадии собеседования, по той причине, что тестирование - это просто проверка на знание законодательства. Так что никаких препятствий не предоставлялось. Сняли сразу. Единственное, что ему известно - он жалобу написал на комиссию, на недопуск к конкурсу.