Перестрелка из тяжелого оружия, убитые и получившие ранения, со спешкой поднятые по тревоге Вооруженные силы – это не сводки из зоны проведения антитеррористической операции на Донбассе, а описание происшествий в мирном до последнего момента закарпатском городке Мукачево. С 11 июля здесь разгорелся конфликт между силовиками и представителями «Правого сектора», в процессе которого были убиты трое, а 11 граждан получили ранения.
Причины столкновения, по сообщениям «Правого сектора» – борьба с контрабандными перевозками табачных изделий, которые на Закарпатье руководит народный депутат Михаил Ланьо. Последний рассказывает, что бойцы ПС начали требовать у него финансовых средств на нужды организации, в частности лечение получивших ранения товарищей, однако переговоры зашли в тупик и завершились стрельбой. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Бойцы «Правого сектора», которые принимали участие в инциденте с стрельбой, а после этого удерживали оборону от силовиков, вероятнее всего, покинули место конфликта, предполагает губернатор Закарпатья Василий Губаль. Данным образом вооруженная стадия конфликта, скорее всего, закончилась, и перешла в юридическую. 13 июля генеральная прокуратура по причине событий в Закарпатье вызвала на допрос Михаила Ланьо и имеет намерения допросить народного депутата Виктора Балогу, который прошел в парламент от Закарпатской области, и чье влияние в регионе до последнего времени было приближенным к абсолютному.
Если сам конфликт в Мукачево продлевался двое суток, то его последствия способны быть куда более долгосрочными. Стрельба из гранатометов и умершие на улицах города Украины, приграничного к Европейскому Союзу – маркер, который работает против страны во всех возможных областях. Самые критические производные от вооруженного столкновения в Мукачево – страх капиталовкладчиков и отложенный на неопределенный срок безвизовый режим с Европейским Союзом.
Forbes опросил представителей политикума и бизнес-среды – имеются ли основания для подобных опасений.
Егор Фирсов, член комитета ВРУ в вопросах европейской интеграции.
Эпизод, который осуществился в Мукачево, однозначно не является позитивом для Украины. К нам и так имелись претензии в отношении ненадлежащего исполнения дорожной карты, но они затрагивали технических вещей – несвоевременного введения биометрических паспортов и так далее. А вопросы территориальной целостности – это неприемлемая обстановка для безвизового режима.
Но, так или иначе, отсутствуют правила без исключений. Стоит посмотреть на Молдову – невзирая на то, что у них присутствует проблема Приднестровья, Европейский Союз принял политическое решение о введении с ними безвизового режима. В обстановке с Мукачево, если мы сможем доказать Европе, что это происшествие было единственным, и мы дальше проводим работу над своими ошибками, добровольческие объединения легализируются, страна делает все, чтобы бойцы подобных объединений чувствовали себя социально защищенными, считаю, что проблем не будет.
Если обстановка затянется либо – еще хуже – начнет повторятся в других городах, конечно же, для Европы это будет значительным звонком. Европейский Союз не пожелает у себя видеть страну, подобную Сомали, где кто угодно способен брать оружие и производить расправы, не числясь ни в каких легальных вооруженных объединениях. Для Европы это будет значительный аргумент в пользу того, чтобы не предоставить Украинскому государству в 2016 году безвизовый режим, которого мы все так долго ожидаем.
С точки зрения внешнеполитической обстановки конфликт в Мукачево, без всяких сомнений, печальное событие. Это способно потенциально усложнить получение безвизового режима с Европейским Союзом. Но не стоит полагать, что дело в самом конфликте, а скорее, в способе, которым Украинское государство решит его. Заметно, что сама по себе обстановка не добавляет Украинскому государству рейтингов, но для нашей власти она может стать удобным предлогом для объяснения гражданам, почему во второй раз сорван безвизовый режим. «Правый сектор» будет в роли невестки, которая всегда во всем виновата.
На Рижском саммите исключительно по вине Украинского государства было провалено соглашение о безвизовом режиме, так как правительство не исполнило план из 15 пунктов по предоставлению данного статуса. На нынешний день полностью исполнены только 2 пункта, 8 исполнено частично, за остальные еще вовсе и не принимались. По этой причине основная угроза не Мукачево, а политика власти Украинского государства, сознательно имеющая направление на тотальный саботаж данного плана действий, потому что его исполнение им крайне невыгодно. Это производилось и раньше, в процессе Рижского саммита, это продолжается и сегодня.
На конфликт в Мукачево Европейского Союза вряд ли будет ссылаться, формируя отношения с Украинским государством. Пока это локальное событие, и только Венгрия использовал меры, а точнее, только огласила о том, что будет их принимать.
Сама по себе обстановка на западном рубеже намного больше угрожает срыву безвизового режима с Европейским Союзом, чем то, что осуществляется в Мукачево – тотальная преступная контрабанда, которой попустительствуют чиновники высшего эшелона. Киева. Вопрос не в местном правительстве западных регионов Украины, не в их правоохранителях и таможенниках, это только исполнители, малый инструмент. Все вопросы и причины исключительно в Киеве – в районе Печерских склонов.