«Как сообщалось на прошлой неделе, на наиболее крупном зарубежном рынке железной руды – речь идет о Китайской Народной Республике - был отмечен дежурный обвал цен на это сырье», - пишет издание «Деловая Столица».
В результате этого цена за одну тонну железной руды с содержанием железа на уровне 62 процентов при получении в китайском порту Циндао докатилась до 44,6 доллара США, что оказалось самым отрицательным показателем за истекшие 10 лет. Конечно, по прошествии нескольких дней стоимость вернулась до прежних уровней - 50,1 доллара за тонну, однако ожидания в отношении динамики цен на это сырье в текущем году все так же неутешительны, как и прежде. Как полагают в аналитическом департаменте Citigroup, уже нынешним летом или, в крайнем случае, в начале осени железная руда упадет в цене до 36 долларов за 1 тонну, и к концу этого года так и не сможет превысить рубеж в 40 долларов. В результате выходит, что средневзвешенная годовая стоимость железной руды в проходящем году окажется практически наполовину ниже, чем та, которая была в минувшем году, и почти на 80 процентов ниже, чем в наиболее удачном для горнопромышленных компаний 2011-м. Как известно, в то время тонна железной руды стоила сказочные 192 доллара.
Такое неприятное положение с конъюнктурой рынков добавляет немало серьезных проблем для ведущих экспортеров этого стратегического сырья из Украины. В первую очередь следует упомянуть группу «Метинвест», принадлежащую предпринимателям Ринату Ахметову и Вадиму Новинскому, также сильно страдает от этого ценового падения и Ferrexpo, собственником которой является Константин Жеваго. Как свидетельствует статистика, на протяжении прошлого года поставки железорудного сырья, обогащенного концентрата и других позиций от украинских производителей снизились по сравнению с позапрошлым годом на 7,7 процента, до 40,9 миллиона тонн, или на 3,3 миллиарда долларов (практически половина этого сырья отправилась в Китайскую Народную Республику). В нынешнем году размеры внешних поставок даже незначительно увеличились - на 14 процентов в первые пять месяцев, до 18,77 миллиона тон. При этом выручка от реализации сократилась сразу на 44 процента, до 926 миллионов. В результате экспортеры железной руды за тот же период не смогли получить, по крайней мере, 730 миллионов долларов выручки, а уже к концу нынешнего года эта сумма может составить примерно полтора миллиарда долларов.
Такая неприятная ситуация спровоцирована сразу комплексом негативных факторов. Во-первых, на внутреннем китайском рынке недвижимости происходит стабилизация. Еще по статистическим данным за прошлый год продажи коммерческой и жилой недвижимости существенно упали в Поднебесной. А именно в строительной отрасли этой страны в конечном счете и находят применение приблизительно 60 процентов добытого железорудного сырья в мире. Торможение роста рынка недвижимости вызвало такие же тенденции и в сталелитейной отрасли, которая в большой мере зависела от поставок арматуры и прочих крепежных материалов на многочисленные объекты народного хозяйства.
Китай не нуждается больше в таком количестве сырья.
Во-вторых, снижению стоимости сырья потворствовала стратегия трех самых значительных в мире поставщиков железорудного сырья – бразильского холдинга Vale и австралийских компаний Rio Tinto и BHP Billiton. Рассчитывая на то, что китайский рынок продолжит расти, они существенно расширили свое производство, что в результате привело к резкому падению стоимости. В то же время для занимающих практически монопольные позиции на мировом рынке Бразилии и Австралии сложившиеся цены вполне рентабельны и выгодны уже тем только, что устранили немало меньших конкурентов.
Не следует также забывать о том, что этим компаниям нет никакой нужды тратиться дополнительно на то, чтобы обогатить свое сырье - как известно, оно и так содержит достаточное количество железа. Из-за этого себестоимость у этих производителей, как правило, не бывает выше, чем 20 долларов США за тонну. Украинским компаниям, добывающим руду, которая не содержит больше трети от общего объема железа, приходится дополнительно расходовать средства на то, чтобы ее обогатить, что в результате доводит себестоимость украинского сырья, принимая к сведению цену доставки до порта в Китае, до 40 долларов за тонну.
Такая сложившаяся ситуация, само собой, не может устроить наши горнорудные предприятия. В результате недавно сотрудники ахметовского «Метинвеста», который привык к стабильным и исключительно высоким прибылям от реализации железной руды, стали говорить о том, что в стране слишком высокая, как им кажется, тарифная планка за аренду месторождений полезных ископаемых. Именно эта проблема и мешает якобы им работать с должным уровнем рентабельности. Интересно, что стоимость пользования недрами не превышает 3 долларов на тонну. Не следует забывать и о том, что девальвация национальной валюты также несколько смягчила положение горно-металлургических предприятий, ведь себестоимость в иностранной валюте существенно снизилась. К примеру, в самом «Метинвесте» заявили, что позитивный эффект от обвала гривны за первые три месяца текущего года составил почти 200 миллионов долларов.
Конъюнктура рынка не дает оснований надеяться на то, что этот сектор украинской промышленности сможет в скором времени выбраться из кризиса.