События в Мукачево прокомментировал Сергей Руденко. Он убежден, что происходящее на Закарпатье может перерасти в новую волну противостояния между государством и добровольцами. Об этом стало известно журналистам раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
Журналист, главред сайта телеканала «Эспрессо TV» и автор книг об украинском политикуме Сергей Руденко в комментарии для немецкого издания «Deutsche Welle» дал оценку событиям в Мукачево. По его мнению, перестрелка соратников Дмитрия Яроша с силовиками и контрабандистами вполне может стать началом нового противостояния между представителями власти и бойцами добровольческих подразделений.
Противостояние в приграничном городе Закарпатья стало еще одним эпизодом, который показал отсутствие у нынешнего украинского руководства желания избавляться от криминального наследия прежней власти. Борьба с контрабандой, которая и стала причиной конфликта в Мукачево, является серьезной угрозой для стабильности в стране. Бездействие власти и отсутствие реформ может привести к открытию второго фронта в Украине, внутреннего противостояния.
Необходимую силу власть не демонстрирует.
Происходящее в Закарпатье всегда несколько отличалось от событий в остальной Украине. Еще в начале 90-х годов там сформировался уклад сродни феодальному, где власть удерживается несколькими местными «князьками». На протяжении последних 20 лет все происходящее в регионе (включая работу правоохранительных органов) служило интересам нескольких кланов и групп. Успешно функционировал этот механизм при Кучме, Ющенко и Януковиче, при Порошенко никто даже не попытался разрушить хорошо отлаженную преступную схему.
Произошедшее 11 июля в Мукачево еще раз показало слабость нового украинского руководства. Очевидно, что не слишком успешными были попытки СБУ и МВД показать бойцов «Правого сектора» в роли «плохих парней» а себя героями. Общественность хорошо понимает, что при условии отсутствия в регионе контрабандных схем никакой стрельбы не было бы в принципе. Поскольку никаких усилий для борьбы с контрабандой постреволюционная власть не предприняла, возникает обоснованное предположение о заинтересованности властьимущих.
Защитники закона внутри страны и ее территориальной целостности оказались фигурантами региональных разборок за контроль над контрабандными потоками. У руководства Украины, громко и часто декларирующего евроинтеграционный курс, не оставалось другого выхода – Киеву нужно было показать, что границу с Евросоюзом он контролирует. Вооруженные гранатометами люди за 1,5 тысячи километров от линии фронта стали вызовом для спецслужб.
К СБУ и МВД в этой ситуации вопросов немало. Если силовики знали о перемещении страной вооруженных людей, то почему не предотвратили бойню? А если не знали, тогда вопрос заключается в их профессионализме и необходимости содержания государством неэффективных структур. Однако самый главный вопрос для общественности, несомненно, заключается в том, чьи же интересы защищают в Закарпатье милиция и спецслужбы – государства или все-таки контрабандистов?
Шестиклассник в трисиках и маечке.
В ходе этого странного противостояния между добровольцами и официальными государственными органами перевес в информационной составляющей явно на стороне «Правого сектора». Пока силовики всеми доступными средствами пытались сформировать в общественном мнении восприятие добровольцев как вооруженных уголовников, под стенами Администрации Президента и на площадях больших городов прошли пикеты, в ходе которых граждане выражали добровольцам поддержку.
Представители «Правого сектора» утверждают, что в событиях в Мукачево милиция неправа, активисты требуют отставки главы МВД Арсена Авакова. В это время милиция пытается «скормить» обществу историю о маленьком мальчике, которым, как щитом, прикрывались вооруженные бойцы при выходе из окружения. В Интернете этот мальчик, которого силовики изначально называли шестилетним, а потом шестиклассником, уже превратился в аналог известной выдумки пропагандистов о распятом мальчике из Славянска.
Кем бы на самом деле не был тот самый мальчик (если, конечно, он был), в этой ситуации можно увидеть следование руководства Украины старым привычкам и валить все на «Правый сектор». Как оказалось, амплуа хороших рассказчиков спикерам силовых структур не по плечу, поэтому общество сомневается в правдивости предоставленных ведомостей.
По большому счету, никто из силовиков не предпринял попытку развеять сомнения в обществе, честного рассказа от них пока украинцы не услышали. Поэтому и роль СБУ и МВД в контрабандных междоусобицах закарпатских «феодалов» так и остается непонятной. Объяснять ситуацию власть не торопится, поиск виновных идет медленно, что порождает недоверие к самому постреволюционному руководству страны.
На роль современных «робин гудов» украинские «правосеки» вряд ли тянут. То, что они выступили против контрабанды, конечно, хорошо, но нет ответа на вопрос о причинах их свободного перемещения по стране с оружием. В непростой ситуации оказался и Ярош – «сдавать» соратников ему не к лицу, но события в Мукачево с таким же успехом могут повториться в любой другой точке Украины. Добровольцы и силовики уверенно идут на лобовое столкновение, очевидно, забыв о том, что от открытия «второго фронта» выгода будет только внешнему неприятелю.