В начале текущего месяца Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейская комиссия получили письмо с требованием отложить кредитование атомных электростанций Украины. Инициаторами данного обращения стали ведущие экологические европейские организации.
Под документом поставили свои подписи 22 члена Европарламента. Согласно мнению подписантов, приостановить финансирование необходимо до того времени, пока Украиной не будет ведена полноценная трансграничная оценка воздействия на окружающую среду атомных блоков, для которых планируется продлить срок эксплуатации. Об этом пишет в своей статье Владимир Рубцов.
Автор отмечает, что на сегодняшний день в Украинском государстве продлены сроки эксплуатации энергоблоков сверх проектных на нескольких атомных электростанциях. А в ближайшие 4 года продление срока эксплуатации понадобится еще нескольким (в общей сложности в Украине пятнадцать атомных блоков). Программа, согласно которой осуществляется продление срока эксплуатации энергоблоков АЭС Украины, финансируется за счет кредитов Евратома и ЕБРР. В соответствии с договоренностями, указанные организации выделят 600 миллионов евро на комплексную программу повышения безопасности атомных энергоблоков Украины, из которых почти половина предусмотрена как раз на продление сроков их эксплуатации.
Неправительственные организации Европы, инициировавшие отмену кредитования, - NuclearTransparencyWatch, CEE Bankwatch и Greenpeace - крайне обеспокоены, что эти средства будут направлены на проекты, которые, согласно их мнению, несут угрозу ядерной аварии. «Продление срока работы ядерных реакторов несет повышенные риски аварий и разрушительного воздействия на украинское население и окружающую среду как в самой стране, так и за ее пределами», - отмечается в обращении к ЕБРР.
Такого рода опасения вызваны тем, что отсутствует оценка влияния на окружающую среду атомных блоков, для которых продлевается срок службы, отмечает эксперт. Он подчеркивает, что перед тем как принять решение относительно продления работы энергоблока №1 Запорожской АЭС, №2 Южно-Украинской АЭС и энергоблоков Ривненской АЭС, в этой плоскости их не оценивали должным образом.
Нарушения формальностей.
«Нельзя сказать, что в Украинском государстве проверка воздействия на окружающую среду вообще не проводится, однако та оценка, которая проводится охватывает не все требуемые международными нормами аспекты. Украина также должна была предупредить соседние государства о том, что планирует продлевать работу реакторов, которые отслужили проектный срок. Однако не предупредила. Такие незначительные нарушения «формальностей» могут восприняться еропейцами (или уже воспринимаются) как сигнал, что у украинских атомщиков отношение к ядерной безопасности объектов, которые были им вверены является недостаточно тщательным. Как следствие, финансирование недобросовестного повышения безопасности таких объектов может оказаться опасным для всей Европы», - пишет Владимир Рубцов.
Помимо вероятности технических нарушений ядерной безопасности, европейцы обеспокоены, что одна из крупных атомных станций Европы - Запорожская АЭС находится всего лишь в 270 километрах от территорий, где идут активные военные действия. Автор отмечает, что опасения европейцев можно понять, поскольку они вкладывают собственные средства, а взамен получают риск получить атомную аварию, которая вызвана или низким уровнем безопасности, или снарядом, прилетевшим с Донбасса. Многие европейские эксперты против такого рода финансовых поддержек.
Украине нужно искать выход.
В целом эксперты СЕЕ Bankwatch сошлись во мнении, что приемлемым сценарием для «просроченных» энергоблоков Украины является их закрытие. По их мнению, финансирование принесло бы намного больше пользы, если бы было направлено на вывод из эксплуатации отслуживших реакторов, а также развитие возобновляемых источников энергии.
Автор отмечает, что украинский оператор атомных станций - госкомпания НАЭК «Энергоатом» в данном вопросе руководствуется в большей степени его финансовой стороной. Чтобы вывести энергоблок из эксплуатации необходимы значительные финансовые ресурсы, как и на продление срока службы. Однако при остановке эксплуатации средства истрачиваются, а генерирующие мощности теряются. А в случае продления работы существующих реакторов мощности сохраняются, а стоимость этого процесса намного меньше, нежели строительство новых блоков. Автор приводит данные, озвученные Юрием Недашковским, президентом НАЭК «Энергоатом»: «продление срока работы старых блоков обойдется в 300 долларов, а строительство нового будет стоить порядка 7 тысяч долларов за каждый киловатт-час мощности энергоблока».
Рубцов отмечает, что с учетом масштабов дефицита энергосистемы Украины, логика атомщиков вполне понятна - страна в нынешней ситуации не может себе позволить отказаться от мощности даже одного атомного реактора (1000 МВт), а о закрытии нескольких блоков и говорить не приходится.
«Будет абсолютно справедливо, если Украинское государство сначала проведет необходимые исследования в плане влияния на окружающую среду, а также предоставит соседям план модернизации атомных реакторов, срок эксплуатации которых истекает, и лишь после этого возьмет деньги Европы на эту модернизацию», - пишет автор.