Характеристику процессу изменения украинской Генпрокуратуры дал Давид Сакварелидзе. Он утверждает, что должность генпрокурора занимать не намерен, поскольку исполнять эти обязанности должен украинец. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» онлайн издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Украинскую правду».
Давид Сакварелидзе является одним из грузинских реформаторов, он занимается изменением Генпрокуратуры, работая на должности заместителя генпрокурора. Недавние аресты высокопоставленных чиновников Генпрокуратуры, уличенных в коррупции, подняли мнение о Сакварелидзе в украинском социуме почти до заоблачных высот.
Источники журналистов в Генпрокуратуре говорят о том, что к задаче очистки рядов прокуроров от коррупционеров и нечестных чиновников замгенпрокурора подошел на самом деле с большим энтузиазмом. Тем не менее первое задержание вряд ли завершится обвинительным приговором, поскольку в операции присутствуют процессуальные нарушения.
Среди работников Генпрокуратуры Сакварелидзе считается приемником нынешнего генпрокурора, Виктора Шокина. Нерешенным в настоящее время остается только вопрос замены «старого» генпрокурора на «нового». Некоторые профильные специалисты ожидают замены уже в октябре. Именно на этот месяц руководство страны планирует проведение некоторых изменений в правительстве.
Сам Сакварелидзе утверждает, что у него нет амбиций стать первым лицом в каком-либо государственном учреждении. Скорее наоборот, он уверен, что генеральным прокурором Украины должен быть украинец. Однако отсутствие карьерных амбиций не означает, что молодой реформатор не ставит перед собой дальновидный планов. В свои 33 года он владеет профессиональными амбициями – стремится доказать, что в Украине можно что-то менять на благо государства.
Очевидно также, что в украинском обществе по поводу справедливого наказания за совершенные преступления присутствует некая доля скепсиса. После Революция достоинства должность генпрокурора занимает уже третий человек, а расследования громких дел украинцы до сих пор ждут. Свою уверенность в успешном исходе реформирования Генпрокуратуры Сакварелидзе объясняет тем, что по направлениям, за которые он отвечает, результаты будут всегда.
Последует существенное изменение прокуратуры.
Заместитель генпрокурора уверен, что гражданам следует показать конкретные примеры, свидетельствующие об успешных изменениях. Характеризуя возможное развитие событий с возбужденными громкими делами против коррумпированных прокуроров, Сакварелидзе отмечает, что он учитывает все риски. В числе возможных рисков он указывает чудесное оправдание кого-либо или превращение изъятых денег в простую бумагу.
Ни один из возможных, даже самых невероятных, вариантов нельзя исключать, пока система неправильно выстроена. Однако у заместителя генпрокурора присутствует надежда на то, что переход прокуратуры на эффективное функционирование станет первым шагом, за которым последует реформирование судебной системы. Сакварелидзе констатирует, что риски присутствуют всегда, однако продолжать поступательное движение надо всегда и не унывать в случае возможных сложностей или неудач.
Комментируя скепсис, присутствующий среди украинцев, грузинский реформатор отмечает, что наблюдать за изменениями надо в динамике. К примеру, еще в феврале прошлого года вряд ли кто-то мог предвидеть, что через короткое время ситуация поменяется так кардинально. В настоящее время еще нельзя говорить, что в Украине сотворили чудо или изменения сродни революционным, но процесс уже запущен.
В прошлый понедельник стартовал конкурс на замещение должностей руководителей местных прокуратур. Конкурсный отбор курирует непосредственно Давид Сакварелидзе. Он убежден, что при беседе в октябре, когда можно будет наблюдать за первыми результатами проведенного конкурса, отношение общественности к реформированию Генпрокуратуры будет совершенно другим.
Вспоминая опыт изменения в Грузии, Сакварелидзе утверждает, что реформа приносит плоды только через несколько месяцев, а то и лет. Во время реформирования Грузии результаты запущенных процессов изменения тоже были заметны не сразу. В первое время казалось, что не происходит ровным счетом ничего.
При проведении конкурса приоритетом определено не количество заявок, поданных соискателями, а отношение кандидатов на должности к работе. Принципиально важно, чтобы подавали заявки нормальные люди, которые верят, что страна меняется к лучшему. К концу текущей недели в Генпрокуратуре ожидается наплыв людей, подающих заявки.
Для того чтобы подать заявку на рассмотрение, искателем нужно собрать пакет из нескольких документов, что займет несколько дней пока заявки подали только единицы. Сакварелидзе предполагает, что к четвергу-пятнице претендентов на вакантные должности будут стоять в очередях.
Конечной целью проведения конкурса является реальное изменение системы. Для реализации поставленной задачи нужно набрать 700 прокуроров. Заместитель генпрокурора прогнозирует, что заявок может быть на самом деле очень много. Показательным в этом случае является первый набор, когда в Генпрокуратуру набирали бизнес-аналитиков, менеджеров и сервис-менеджеров. Тогда для замещения 7 должностей в условиях менее строгого отбора, поступило 5 тысяч заявок от претендентов.